Патриотический пафос Слова о полку Игореве

Содержание

Слайд 2

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПЕРИОДЫ ДРЛ? В ЧЕМ ИХ ОСОБЕННОСТЬ?

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПЕРИОДЫ ДРЛ? В ЧЕМ ИХ ОСОБЕННОСТЬ?

Слайд 3

ДЛЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ ОЧЕНЬ ХАРАКТЕРЕН ДИНАМИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. ОН ОКАЗЫВАЕТСЯ В АРХИТЕКТУРЕ, В

ДЛЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ ОЧЕНЬ ХАРАКТЕРЕН ДИНАМИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. ОН ОКАЗЫВАЕТСЯ В АРХИТЕКТУРЕ, В
ЖИВОПИСИ И ЛИТЕРАТУРЕ.
БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ БИТВА ИГОРЯ С ПОЛОВЦАМИ ПРИОБРЕТАЕТ ВСЕСВЕТНЫЕ РАЗМЕРЫ; ЧЁРНЫЕ ТУЧИ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИЕ ВРАГОВ РУСИ, ИДУТ ОТ САМОГО МОРЯ, ХОТЯТ ПРИКРЫТЬ ЧЕТЫРЕ СОЛНЦА. ДОЖДЬ ИДЁТ СТРЕЛАМИ С ДОНА ВЕЛИКОГО. ВЕТРЫ ВЕЮТ СТРЕЛАМИ С МОРЯ. МОРЕ ПРИСУТСТВУЕТ В «СЛОВЕ», ХОТЯ И БЫЛО ДАЛЕКО ОТ МЕСТА БИТВЫ. БИТВА КАК БЫ НАПОЛНЯЕТ СОБОЮ ВСЮ СТЕПЬ ДО САМОГО МОРЯ, ДО ДАЛЁКОЙ ТМУТОРОКАНИ.

Слайд 4

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ГИПЕРБОЛИЗАЦИИ В «СЛОВЕ…»
ВСЕСЛАВ, ОБЕРНУВШИСЬ ВОЛКОМ, ДОСТИГАЕТ ЗА ОДНУ НОЧЬ

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ГИПЕРБОЛИЗАЦИИ В «СЛОВЕ…» ВСЕСЛАВ, ОБЕРНУВШИСЬ ВОЛКОМ, ДОСТИГАЕТ ЗА ОДНУ НОЧЬ
ТМУТОРОКАНИ, СЛЫШИТ В КИЕВЕ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН ИЗ ПОЛОЦКА. НЕПОДВИЖЕН ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ КИЕВСКИЙ, НО ЕГО «ЗОЛОТОЕ СЛОВО» ОБРАЩЕНО ИЗ КИЕВА «НА ГОРАХ», ГДЕ ОН СИДИТ, КО ВСЕМ РУССКИМ КНЯЗЬЯМ.

Слайд 5

ВАЖНОЙ ЧЕРТОЙ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕРЕМОНИАЛЬНОСТЬ.
НЕ СЛУЧАЙНО В «СЛОВЕ» ТАК

ВАЖНОЙ ЧЕРТОЙ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕРЕМОНИАЛЬНОСТЬ. НЕ СЛУЧАЙНО В «СЛОВЕ»
ЧАСТО ГОВОРИТСЯ О ТАКИХ ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫХ ФОРМАХ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, КАК СЛАВА И ПЛАЧ. БОЯН ПОЁТ СЛАВУ СТАРОМУ ЯРОСЛАВУ И ХРАБРОМУ МСТИСЛАВУ, ОН СВИВАЕТ СЛАВЫ «ОБА ПОЛЫ СЕГО ВРЕМЕНИ» И ИСПОЛНЯЕТ СЛАВУ «КНЯЗЕМЬ» НА СВОЁМ СТРУННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ. СЛАВУ ПОЮТ ИНОЗЕМЦЫ (НЕМЦЫ, ВЕНЕЦИАНЦЫ, ГРЕКИ И МОРАВА) ВЕЛИКОМУ СВЯТОСЛАВУ. В «СЛОВЕ» ГОВОРИТСЯ О ПЛАЧЕ РУССКИХ ЖЁН, О ПЕНИИ СЛАВЫ ДЕВИЦАМИ НА ДУНАЕ, ПРИВОДИТСЯ ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ.

Слайд 6

МИФОЛОГИЯ «СЛОВА» ОБЛАДАЕТ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ. ЭТО НЕ РАЗРОЗНЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, А

МИФОЛОГИЯ «СЛОВА» ОБЛАДАЕТ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ. ЭТО НЕ РАЗРОЗНЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, А
ЕДИНЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, - ВЗГЛЯД КАК БЫ С ОДНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
АВТОР «СЛОВА» НЕ УБЕЖДЁН В РЕАЛЬНОСТИ СВОИХ ЯЗЫЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ – ОН ПРИБЕГАЕТ К ЯЗЫЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ ЭСТЕТИЗАЦИИ СВОЕГО ПОВЕСТВОВАНИЯ.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ МИФОЛОГИЮ «СЛОВА» ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВЗЯТЫ И ВЫСШИЕ БОГИ, И НИЗШИЕ

Слайд 7

К ЭТИМ ВЫСШИМ БОГАМ, СОБРАННЫМ ВЛАДИМИРОМ В КИЕВЕ И ЗНАМЕНОВАВШИМ В

К ЭТИМ ВЫСШИМ БОГАМ, СОБРАННЫМ ВЛАДИМИРОМ В КИЕВЕ И ЗНАМЕНОВАВШИМ В СВОЁМ
СВОЁМ СОНМЕ ЕДИНСТВО РУСИ, ОТНОСЯТСЯ И ПЕРУН, И ХОРС, И ДАЖДЬБОГ, И СТРИБОГ, И СИМАРГЛ, И МОКОШЬ.
В ЦЕЛОМ ВЫСШАЯ МИФОЛОГИЯ «СЛОВА» ОБЪЕДИНЯЕТ РУСЬ В ОДНУ РЕЛИГИОЗНУЮ СИСТЕМУ. НО ТО ЖЕ САМОЕ ДЕЛАЕТ И МИФОЛОГИЯ НИЗШАЯ – ВЕРА В ЗЕМЛЮ И РОД, В ОБОРОТНЕЙ И СИЛЫ ПРИРОДЫ. ЭТИМ РУССКИМ БОЖЕСТВАМ ПРОТИВОСТОИТ МИФОЛОГИЯ «ПОЛЯ НЕЗНАЕМОГО» - ДИВ, ТМУТОРОКАНСКИЙ БОЛВАН И, МОЖЕТ БЫТЬ, НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВЕРОВАНИЯ. ОБЪЕДИНЯЕТ РУССКУЮ И ПОЛОВЕЦКУЮ МИФОЛОГИИ ТО, ЧТО ОБЕ СЛУЖАТ КАК БЫ ОПОРНЫМИ ВЕХАМИ НЕОБЫЧАЙНО БЫСТРЫХ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ В «СЛОВЕ».

Слайд 8

«СЛОВО» - НЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ, НО ОЧЕНЬ БЛИЗКО К НЕЙ

«СЛОВО» - НЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ, НО ОЧЕНЬ БЛИЗКО К НЕЙ
ПО СВОЕЙ ИДЕЙНОЙ СУЩНОСТИ И СТИЛИСТИЧЕСКОМУ СТРОЮ. «СЛОВО» НАСЫЩЕНО ОБРАЗАМИ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ: ТУТ И ДЕРЕВЬЯ, ПРИКЛОНЯЮЩИЕСЯ ДО ЗЕМЛИ ОТ ГОРЯ, ТУТ И НИКНУЩАЯ ОТ ЖАЛОСТИ ТРАВА, И СРАВНЕНИЯ БИТВЫ С ПИРОМ, С ЖАТВОЙ. БЛИЗКА К НАРОДНЫМ «ПЛАЧАМ» ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЬ ЯРОСЛАВНЫ. В «ПЛАЧАХ» ПОСТОЯННЫ ТЕ ЖЕ ОБРАЩЕНИЯ К ВЕТРУ, К РЕКЕ, К СОЛНЦУ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТСЯ И В ПЛАЧЕ ЯРОСЛАВНЫ. СОН СВЯТОСЛАВА ПОЛОН УСТНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ. СКАЗОЧНО ОПИСАНИЕ БЕГСТВА ИГОРЯ. В СКАЗКАХ НЕРЕДКО ГЕРОЙ, СПАСАЮЩИЙСЯ ОТ КОЛДУНА, ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЖИВОТНЫХ. ТАК ЖЕ, КАК ИГОРЬ ПОДОБНО СОКОЛУ БЬЁТ ГУСЕЙ И ЛЕБЕДЕЙ К ЗАВТРАКУ, К ОБЕДУ, К УЖИНУ; В БЫЛИНЕ О ВОЛХЕ ВСЕСЛАВЬЕВИЧЕ ВОЛХ, ОБЕРНУВШИСЬ СОКОЛОМ, БЬЁТ ГУСЕЙ И ЛЕБЕДЕЙ ДЛЯ ДРУЖИНЫ. ВОСПИТАНИЕ КУРСКИХ ДРУЖИННИКОВ ВСЕВОЛОДА БУЙ-ТУРА НАПОМИНАЕТ ВОСПИТАНИЕ ТОГО ЖЕ ВОЛХА ВСЕСЛАВЬЕВИЧА.

Слайд 9

СВЯЗЬ АВТОРА «СЛОВА» С НАРОДНОЙ ПОЭЗИЕЙ НЕ БЫЛА СЛУЧАЙНОЙ. ОН ЗАНИМАЛ НЕЗАВИСИМУЮ

СВЯЗЬ АВТОРА «СЛОВА» С НАРОДНОЙ ПОЭЗИЕЙ НЕ БЫЛА СЛУЧАЙНОЙ. ОН ЗАНИМАЛ НЕЗАВИСИМУЮ
ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ, ПО ДУХУ СВОЕМУ ОТВЕЧАВШУЮ ИНТЕРЕСАМ ШИРОКИХ СЛОЁВ ТРУДОВОГО НАСЕЛЕНИЯ РУСИ. ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ГОРЯЧИЙ ПРИЗЫВ К ЕДИНСТВУ РУСИ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВНЕШНЕЙ ОПАСНОСТИ, ПРИЗЫВ К ЗАЩИТЕ СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТРУДА РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Имя файла: Патриотический-пафос-Слова-о-полку-Игореве.pptx
Количество просмотров: 60
Количество скачиваний: 0