Поэтические модели времени и пространства в лирике А.Л. Решетова

Содержание

Слайд 2

Актуальность

Аннотация:  в проекте исследуется концептосфера художественного текста в произведениях Алексея Решетова,

Актуальность Аннотация: в проекте исследуется концептосфера художественного текста в произведениях Алексея Решетова,
выявляются особенности картины мира поэта, также рассматривается ,как поэт кодирует в мифопоэтической форме историко-культурную ситуацию военной и послевоенной эпохи.
Цель работы: систематизировать решетовскую модель мира и проследить ее составляющие.
Задачи:
-выявить образы времени и пространства в образной системе поэзии А.Решетова;
-рассмотреть образы лирики Решетова через призму мифологии;
-обозначить основные циклические маркеры в архитектонике лирического текста Алексея Решетова;
-создать конкретные модели, отражающие особенности поэтического мира поэта.
Гипотеза: художественный мир любого автора можно представить в виде модели.
Научную новизну и практическую значимость данной работы обусловливает тот факт, что творчество А. Л. Решетова мало исследовано, хотя его лирика входит в курс литературного краеведения.
Ход работы над проектом: доминировали в проекте следующие виды деятельности:
1.исследовательские,
2.практико-ориентированные,
3.творческие.

Слайд 3

Концептосфера

Концепты – это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека»
Д.С.Лихачев в

Концептосфера Концепты – это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека» Д.С.Лихачев
своей статье формулирует впервые это лингвистическое понятие. «Концептосфера» в его понимании это совокупность понятий, открываемых в словарном запасе как отдельного человека, так и всего языка в целом. Понятие «концептосфера» будет рассматриваться в связи с изучением индивидуального писательского стиля и особенностей художественного мировоззрения.
Например, исследуя концептосферу слова «любовь», можно выделить такие концепт, как «любовь», «дружба», «судьба», «вера», «надежда», «душа», «свобода», «ненависть».

Слайд 4

Образ мира

По способу изображать предметную реальность жизни решетовскую лирику можно, наверное, назвать

Образ мира По способу изображать предметную реальность жизни решетовскую лирику можно, наверное,
реалистической. Его образы, как правило, обыденно достоверны, конкретны, часто детализированы до точности фотоснимка. Таков бедный, утлый и щемяще милый образ дворовой послевоенной жизни в стихотворении «Дворик после войны»
Подобными деталями, свойственными скорее прозе, насыщены многие стихи Решетова, они делают стихи предельно узнаваемыми, достоверными. Запах щепок, которыми дядька раздувает самовар, серенькие прищепки создают образ двора, перечерченного бельевыми веревками, на которых всегда что-то сушится, но этот реальный мир расцвечен яркими, сочными, послевоенными красками: зеленоватые глаза кошки, вся в цвету калина, веселая стрекоза.

Слайд 5

Вещный мир

"Стихи о военном детстве" А.Решетова
В этом стихотворении ключевые предметы, попадающие

Вещный мир "Стихи о военном детстве" А.Решетова В этом стихотворении ключевые предметы,
в поле зрения читателя, обладают духовной значимостью, знаковостью, они органично раскрывают свою сущность в ходе повествования: мерзлая картошка, деруны на олифе, сидим в одеялах. Автор фокусирует внимание на предметах, знаковых для всех детей , прошедших войну. Предметы, значимые для всей страны, сконцентрированы в определённых частях повествования, им отводятся отдельные описания. Автор стремится к тому, чтобы они не остались не замеченными (Письмоносец соседкe «смертью храбрых...» – принес.
У Алексея Решетова предметный мир раскрывается изнутри, глазами героя, который является неотъемлемой частью военной цивилизации. Автор не вмешивается в этот мир, не оценивает его, не пытается судить персонажей, он словно растворяется в тексте стихотворения.

Слайд 6

Концепты времени и пространства. Хронемы

Проанализировав трехтомное издание лирики Решетова, мы получили возможность

Концепты времени и пространства. Хронемы Проанализировав трехтомное издание лирики Решетова, мы получили
сформировать модель лирики поэта.
Первая модель мира -_это основные концептосферы в лирике поэта. Мы выделили следующие хронемы ( хронема-единица времени в гуманитарном измерении), являющиеся базовыми для циклических маркеров в архитектонике художественного текста Алексея Решетова:
1) точечные – отражающие отдельную точку в пространстве,
2) полярные– указывающие на длительность события или ситуации в пространстве,
3) предельные – определяющие завершенность действия в определенном промежутке,
4) обобщающие – дают представление об общих событийных точках, происходивших в каком-то временном промежутке.

Слайд 7

Попытки осмысления хронем в лирике Решетова.

“Побелели виски, потускнели глаза...”
Сейчас автор уже пожилой

Попытки осмысления хронем в лирике Решетова. “Побелели виски, потускнели глаза...” Сейчас автор
человек и с грустью и печалью вспоминает свою юность: прогулки с друзьями, весёлые моменты. Это радостное воспоминанье прерывает снег, как образ скучной жизни, и автор снова жалуется на судьбу, на то, что она отмерила нам такой маленький жизненный срок, но все равно он пытается не думать о плохом( о смерти) и радоваться жизни.
Автору настолько запомнилось детство: эти беззаботные дни, катание на санках, дружбу, что он сравнивает их с полётом.
Также в этом стихотворении присутствуют обобщающие хронемы. Замаскировано автор говорит, что его жизнь прошла быстро, незаметно, что вот недавно они гуляли с друзьями, а сейчас он уже старый и ему остается вспоминать эти моменты.

Слайд 8

«Когда прощально кружат журавли»
стихотворение можно назвать одним из узловых, в том

«Когда прощально кружат журавли» стихотворение можно назвать одним из узловых, в том
почти буквальном смысле, что здесь в один узел связываются основные мотивы лирики поэта:
1)стремление к полету и тяготение к земле
2)земля как материнское лоно, связь прикосновения к земле и воскресения
3)осень как состояние мира, когда проясняется существо мирового бытия, открывается глубь земли и неизбывная печаль как выражение мужественного сознания сложности жизни, ее неразрешимого трагизма.
Стихотворение посвящено размышлениям о текучести Времени и бренности всего сущего перед лицом вечности ( " Я и сам, как природа, невесел, Промотал свое счастье, гляжу.")
Автор стихотворения Алексей Решетов наполнен “журавлиным” настроением. Небо-это будущее, цели, мечты и самое заветное человека. Автор сравнивает журавля с небом и пытается своими мыслями и настроением погрузиться в этот новый мир, наполненный радостью и счастьем. Алексей Решетов хочет передать, что только сильный и мужественный может пережить эти эмоции и душевную боль. Нужно не закрываться от мира, каждое пережитое тяжёлое событие придаёт нам силу, чтобы стать лучше. И если каждый это поймет, то вскоре все станут “журавлями”, порхающими высоко в небе. Не печальтесь, стремитесь к лучшему!

Слайд 9

Заключение

Была предпринята попытка представить творчество Решетова в виде моделей.
Первая модель мира –

Заключение Была предпринята попытка представить творчество Решетова в виде моделей. Первая модель
это таблица, отражающая время и пространство, это основные концептосферы в лирике поэта. Мы выделили следующие хронемы, являющиеся базовыми для циклических обозначений миропонимая художественного текста Алексея Решетова:
1) точечные – отражающие отдельную точку в пространстве,
2) полярные– указывающие на длительность события или ситуации в пространстве,
3) предельные – определяющие завершенность действия в определенном промежутке,
4) обобщающие – дают представление об общих событийных точках, происходивших в каком-то временном промежутке
Вторая модель- это кластер, отражающий основные темы лирики березниковского поэта. См. приложения. Выбраны хтонические образы рыбы и дерева. Хтонические существа- существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т.д. Корни, которые питали все творчество Решетова – это детство и война. Образ рыбы сочетает в себе различную символику , в которой присутствуют и народные, и христианские элементы . При этом основой и доминирующей здесь является хтоническая символика, определяющая принадлежность рыбы к потустороннему миру и ее амбивалентную связь как со смертью, так и с рождением. Хтоническая символика представлена и в славянских космологмческих представлениях о мифической рыбе (ките, щуке) как основании, на котором покоится вся земля (8).
Проект требует дальнейшей углубленной разработки моделей творчества Решетова.
Имя файла: Поэтические-модели-времени-и-пространства-в-лирике-А.Л.-Решетова.pptx
Количество просмотров: 53
Количество скачиваний: 1