Слайд 2Граф Лев Толстой.
Пеший переход из Москвы в Ясную Поляну
![Граф Лев Толстой. Пеший переход из Москвы в Ясную Поляну](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-1.jpg)
Слайд 3«Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни
В 1880-е гг. Толстым создаются «Народные рассказы»
![«Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни В 1880-е гг. Толстым создаются «Народные рассказы»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-2.jpg)
(1885—1886). Жанровое их определение условно: это разнообразные по своей форме произведения - сказки, легенды, краткие зарисовки, бытовые сценки, собственно рассказы. Писатель стремился высказать в них свои идеи, свое новое миросозерцание так, чтобы оказаться понятым простым народом. Это были живые, выразительные «иллюстрации» к его учению.
Слайд 41884 Т. вместе со своими помощниками организовали издательство «Посредник», печатавшее книги для
![1884 Т. вместе со своими помощниками организовали издательство «Посредник», печатавшее книги для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-3.jpg)
народного чтения. Там публиковались «Народные рассказы».
Цель Н.р.- нравственная проповедь, душеполезное чтение. Опирался в них на традиции УНТ и на легенды старинных патериков, Прологов, Четьих миней. Разъяснил в них народу, как нужно жить по- христиански, по-божески.
Слайд 5Народные рассказы — один из опытов создания Толстым литературы народной, т. е.
![Народные рассказы — один из опытов создания Толстым литературы народной, т. е.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-4.jpg)
общечеловеческой, одинаково адресованной читателям всех сословий. Социальные и нравственные конфликты русской деревни как порождение утверждающихся буржуазных форм общежития становятся темой драмы «Власть тьмы» (1886), где разрушение патриархально-крестьянских устоев, порабощение крестьянской личности властью денег и воцарение зла в деревенском быту рассматриваются как трагическое свидетельство угасания «силы жизни» в народе, теряющем связь с землей. Но только — угасания, а не смерти.
Слайд 7«Зерно с куриное яйцо»,
В сказке Толстой передает свои мысли о труде и
![«Зерно с куриное яйцо», В сказке Толстой передает свои мысли о труде](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-6.jpg)
земле. Он использует тройственную структуру народной сказки. К царю, заинтересовавшемуся необычным зерном, приводят дряхлого и немощного старика, затем — его отца, но уже с одним только костылем и видящего и слышащего лучше, чем сын. Наконец, приходит дед, легко и без костылей, прекрасно слышит, глаза светлые. На трижды заданные царем вопросы: покупал ли он такое зерно или сам на своем поле сеял? — дед отвечает: «В мое время и вздумать никто не мог такого греха, чтобы хлеб продавать, покупать. А про деньги и не знали: хлеба у всех своего вволю было». На второй вопрос о том, где его поле было, он отвечает: «Мое поле было земля Божья... Земля вольная была. Своей землю не звали». На третий вопрос: отчего такое зерно родилось и почему он так бодр по сравнению с сыном и внуком? — следует ответ: «Перестали люди своими трудами жить, — на чужое стали зариться. В старину не так жили: в старину жили по-Божьи; своим владели, чужим не корыстовались».
Слайд 8«Сказка об Иване- дураке»
Не имеющая фольклорного источника сказка, созданная Толстым, — фантастическая история о
![«Сказка об Иване- дураке» Не имеющая фольклорного источника сказка, созданная Толстым, —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-7.jpg)
том, что можно прожить без войска и денег и что головой невозможно выработать больше, чем руками. Заниматься физическим трудом должны все без исключения. Обычай всеобщего труда в Ивановом процветающем царстве прост: «У кого мозоли на руках полезай за стол, а у кого нет — тому объедки». Близка к этой теме и сказка «Работник Емельян и пустой барабан».
Слайд 9«Чем люди живы»
Фантастичен, но уже в другом роде, рассказ «Чем люди живы» об ангеле,
![«Чем люди живы» Фантастичен, но уже в другом роде, рассказ «Чем люди](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-8.jpg)
в наказание посланном богом на землю и узнавшем во спасение свое, чем люди живы: «Жив всякий человек не заботой о себе, а любовью»; «Кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь».
Слайд 11Композиция
Экспозиция
Завязка
Основная часть
Кульминация
Развязка
![Композиция Экспозиция Завязка Основная часть Кульминация Развязка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-10.jpg)
Слайд 12Каким был первый ответ?
(что есть в людях)
«Я узнал, что есть в
![Каким был первый ответ? (что есть в людях) «Я узнал, что есть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-11.jpg)
людях любовь»
Когда он это узнал?
Слайд 13Путь любви
У Семёна
Страх
Совесть
Жалость
Любовь
У Матрёны
Страх
Любопытство
Жалость
Любовь
Путь Матрены к раскрытию тайны, «чуда» длиннее:
![Путь любви У Семёна Страх Совесть Жалость Любовь У Матрёны Страх Любопытство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-12.jpg)
от отношения недоверчиво-пренебрежительного к жалости и любви
Слайд 14Каким был второй ответ?
(чего не дано людям)
«Не дано людям знать, что им
![Каким был второй ответ? (чего не дано людям) «Не дано людям знать,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-13.jpg)
для своего тела нужно»
Когда ангел это понял?
Слайд 15Каков же ответ на последний третий вопрос
«Чем люди живы?»
«Жив всякий человек любовью»
«
![Каков же ответ на последний третий вопрос «Чем люди живы?» «Жив всякий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018820/slide-14.jpg)
Бог есть любовь»