Поэзия А.Н. Плещеева

Слайд 3

В студенческие годы Плещеев увлекался литературой, театром, историей и политической экономикой. Писал

В студенческие годы Плещеев увлекался литературой, театром, историей и политической экономикой. Писал
стихи, а позже начал писать прозу. Он хорошо знал иностранные языки, переводил и прозу и стихи. Однако жизнь его складывалось нелегко. Он постоянно боролся с нуждой, чтобы содержать семью, он был вынужден определится на службу. Но, тем не менее не оставил литературные занятия

Слайд 5

А. Н. Плещеев – один из видных представителей демократической поэзии второй половины

А. Н. Плещеев – один из видных представителей демократической поэзии второй половины
XIX века. Друг Добролюбова, Чернышевского, Некрасова. Плещеев оставил глубокий след в духовном развитии передовой интеллигенции эпохи 1840-1880-х годов. Долгие годы его стихотворение «Вперед! без страха и сомненья…» оставалось революционным гимном. Стихи о природе приобрели широкую известность и стали хрестоматийными. Крупнейшие русские композиторы на основе стихотворений Плещеева создали ряд песен и романсов, ставших классическими.

Слайд 6

Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия

Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия
и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» (1878) и «Дедушкины песни» (1891). Некоторые стихотворения стали хрестоматийными («Старик», «Бабушка и внучек»). Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в развитии детской литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 году совместно с Н. А. Александровым — сборник произведений для детского чтения «На праздник». Благодаря усилиям Плещеева вышли семь школьных пособий под общим заглавием «Географические очерки и картины».

Слайд 7

Плещеев характеризовался специалистами как «поэт с плавно льющейся, романсовой» стихотворной речью и

Плещеев характеризовался специалистами как «поэт с плавно льющейся, романсовой» стихотворной речью и
один из самых «напевных поэтов-лириков второй половины XIX века». На его стихи было написано около ста романсов и песен — как современниками, так и композиторами последующих поколений, в числе которых следует вспомнить Римского-Корсакова («Ночь пролетала над миром»), Мусоргского, Кюи, Гречанинова, Рахманинова.
Стихотворения и детские песни Плещеева стали источником вдохновения и для Чайковского, который ценил их «задушевный лиризм и непосредственность, взволнованность и ясность мысли».