Роман Н.Чернышевского Что делать?

Содержание

Слайд 2

Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 июля 1828, Саратов — 17 октября 1889, Саратов)

Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 июля 1828, Саратов — 17 октября 1889, Саратов)
— русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Слайд 3

История создания

Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, с 14

История создания Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, с
декабря 1862 года по 4 апреля 1863 г. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник». Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

Слайд 4

1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве русскими эмигрантами, затем

1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве русскими эмигрантами, затем
был переведён на польский, французский, английский, немецкий, итальянский и другие языки. Влияния романа Чернышевского ощущается у Эмиля Золя («Дамское счастье»), Стриндберга («Утопии в действительности»), деятеля Болгарского национального возрождения Любена Карвелова («Виновата ли судьба», написано по-сербски).
«Что делать», как и «Отцы и дети», породило так называемый антинигилистический роман. В частности, «На ножах» Лескова, где пародийно используются мотивы произведения Чернышевского.
Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.

Слайд 6

Сюжетная линия

В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не зря ведь

Сюжетная линия В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не зря
поначалу даже цензоры сочли роман не более, чем любовной историей. Начало произведения, нарочито занимательное, в духе французских романов, ставило своей целью сбить с толку цензуру и попутно привлечь внимание большинства читающей публики. В основе сюжета незамысловатая любовная история, за которой скрываются социальные, философские и экономические проблемы того времени. Эзопов язык повествования насквозь пронизан идеями грядущей революции.

Слайд 7

Кирсанов Александр Матвеевич - персонаж романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», друг

Кирсанов Александр Матвеевич - персонаж романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», друг
Лопухова, разночинец, впоследствии муж Веры Павловны. Это высокий, хорошо сложенный человек с темно-русыми волосами и темно-голубыми глазами. У него продолговатое, волевое лицо замечательной белизны и прямой, греческий нос. Он с 12 лет работал, во всем помогал отцу. Кирсанов, как и Лопухов, сам себе прокладывал дорогу, окончил медицинскую академию, а затем работал в госпитале. Он был не только бывшим однокурсником и соседом по квартире Лопухова, но и его лучшим другом. После того, как Дмитрий Сергеевич женился на Вере Павловне, он тоже с ней подружился.

Слайд 9

Рахметов - персонаж романа «Что делать?», имеющий важное предназначение в жизни главных

Рахметов - персонаж романа «Что делать?», имеющий важное предназначение в жизни главных
героев, по словам автора «особенный человек», друг Лопухова, молодой человек из дворянской среды. Это честный и самоотверженный человек. Он с ранних лет поставил себе цель укреплять волю и стать физическим крепким. Ради этого на несколько часов в день он становился чернорабочим.Желая воспитать в себе характер, этот персонаж продал свое имение и раздал все деньги студентам-стипендиатам.

Слайд 10

Художественное своеобразие

Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить

Художественное своеобразие Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только
с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа — любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.

Слайд 11

В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» упоминается алюминий. В «наивной утопии»

В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» упоминается алюминий. В «наивной утопии»
четвёртого сна Веры Павловны он назван металлом будущего. «Большого будущего» алюминий достиг к середине XX века.
«Дама в трауре», появляющаяся в конце произведения, — это Ольга Сократовна Чернышевская, жена писателя. В конце романа речь идёт об освобождении Чернышевского из Петропавловской крепости, где он находился во время написания романа. Освобождения он так и не дождался: 7 февраля 1864 года был приговорён к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибирь.
Главные герои с фамилией Кирсанов встречаются также в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети», однако исследователи отказывают в связи героев романов Чернышевского и Тургенева между собой.
С идеями Чернышевского, в частности с его мыслями о будущем человечества спорит Ф. М. Достоевский в «Записках из подполья», благодаря которым образ «хрустального дворца» стал распространённым мотивом мировой литературы XX века.

Интересные факты

Слайд 12

Экранизации

«Что делать?» — трёхсерийный телеспектакль (режиссёры: Надежда Марусалова, Павел Резников), 1971.
«Che fare?»

Экранизации «Что делать?» — трёхсерийный телеспектакль (режиссёры: Надежда Марусалова, Павел Резников), 1971.
(«Что делать?») — пятисерийный телеспектакль итальянского телевидения (режиссёр Джанни Серра, 1979).