Поэзия как волшебство в творчестве К. Бальмонта

Содержание

Слайд 2

Личностные УУД: развитие эстетического осознания через освоение литературного наследия народов мира, творческой

Личностные УУД: развитие эстетического осознания через освоение литературного наследия народов мира, творческой
деятельности эстетического характера. Метапредметные УУД: развитие умений определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, делать обобщения и выводы. Предметные УУД: понимание литературы как особого способа познания жизни, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка при изучении произведений мировой литературы; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Слайд 3

Образ огня интересен
по своей природе и часто используется в творчестве писателей и

Образ огня интересен по своей природе и часто используется в творчестве писателей и поэтов.
поэтов.

Слайд 4

«Будем как солнце»
К. Бальмонта волновал данный образ как некий символ, поэтому его

«Будем как солнце» К. Бальмонта волновал данный образ как некий символ, поэтому
интерес к направлению серебряного века символизму отражает его поэтические интересы и духовные потребности.

Слайд 5

Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве

Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве
1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.
Само слово "символ" в традиционной поэтике означает "многозначное иносказание", то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.

Слайд 6

Для поэтики символизма характерны:
передача тончайших движений души;
максимальное использование звуковых и ритмических средств

Для поэтики символизма характерны: передача тончайших движений души; максимальное использование звуковых и
поэзии;
изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога;
поэтика намёка и иносказания;
знаковое наполнение обыденных слов;
отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи;
недосказанность, утаённость смысла;
стремление создать картину идеального мира;
эстетизация смерти как бытийного начала;
элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.

Слайд 7

Все это было в равной степени присуще Константину Бальмонту — поэту и

Все это было в равной степени присуще Константину Бальмонту — поэту и
одному из основоположников русского символизма. Бальмонт занимал видное место среди поэтов Серебряного века и, по словам В. Брюсова, «в течение десятилетия... нераздельно царил над русской поэзией». Мотивы лирики К. Бальмонта построены на противопоставлении некоторых вечных понятий: вечность-мгновение, смерть-бессмертие. Основные образы-символы его поэзии — Солнце, Луна, Время …

Слайд 8

В сборнике стихотворений «Будем как Солнце» Бальмонт пытался построить такую картину мира,

В сборнике стихотворений «Будем как Солнце» Бальмонт пытался построить такую картину мира,
в центре которой находится верховное божество – Солнце. Как бы уподобляя себя первобытному человеку, поэт слагал гимны огню, воде, Луне. Главная из жизненных стихий для поэта – огонь. Лирический герой приобретает новый облик: состояние его души можно определить как горение, пожар чувств. Он уподобляет себя огню:
Я - предвечное светило,
Победно-огненный закат

Слайд 9

Уже ранние стихотворения К. Бальмонта содержат упоминание огненного образа: «…для меня же

Уже ранние стихотворения К. Бальмонта содержат упоминание огненного образа: «…для меня же
блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали». Это «лёгкое» прикосновение к пламени только зарождает в дальнейшем глубокий интерес к стихии: «я окружён огнём кольцеобразным, он близится…». В его стихах часто встречаются глаголы и причастия, связанные с огнём: «сжигаем», «горим», «сжёгший», «выжженный». Его поэтический огонь ещё только на пути эволюции: «огонь волшебства», «немой огонь», «вспыхнул в сердце свет», «что светит пламя воздушно-голубое», «взметнулся огненный пылающий язык»:
Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий, живой!

Слайд 10

Стихотворение «Гимн огню», где поэт сразу интерпретирует образ огня в нескольких вариантах:

Стихотворение «Гимн огню», где поэт сразу интерпретирует образ огня в нескольких вариантах:
«мерцанье свечи», «ты красный и дымный в клокотанье костра», «ты как страшный цветок с лепестками из пламени», «ты трепещешь, как жёлтое пламя свечи с его голубым основанием», «ты от солнца идёшь, как солнечный свет, согревательно входишь в растенья…», «ты как искра встаёшь из глухой темноты…».

Слайд 11

Интерпретация стихотворений

Интерпретация стихотворений

Слайд 12

Огонь – это свет, душа лирического героя, готового «светить, сжигая и горя».

Огонь – это свет, душа лирического героя, готового «светить, сжигая и горя».

Свет – это луч солнца, пронизывающий насквозь героя. Он счастлив от того, что может не просто жить, а общаться, говорить, гореть, при этом испытывая блаженство:
Как радостно быть жарким и сверкать!
Как весело мгновения сжигать!
Со светлым я светом говорю.
Я царствую. Блаженствую. Горю.

Слайд 13

Состояние лирического героя К. Бальмонта можно сравнить с образом Снегурочки из пьесы

Состояние лирического героя К. Бальмонта можно сравнить с образом Снегурочки из пьесы
А. Островского «Снегурочка», которая испытывает блаженство от жарких лучей солнца и яркого света. Драматург очень ярко показал великую силу огня-солнца, что сродни состоянию души самого К. Бальмонта:
Но что со мной: Блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома!... В очах огонь... и в сердце... и в крови Во всей огонь. Люблю и таю, таю…

Слайд 14

Образ огня не сводится поэтом только к личности лирического героя. Огонь «растёт»,

Образ огня не сводится поэтом только к личности лирического героя. Огонь «растёт»,
захватывает внутреннее состояние души, и его синонимом становится древний славянский образ Жар-птицы, олицетворяющей любовь, сочетающую в себе сильный дух:
То, что люди называли по наивности любовью,
То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью,
Эту чудную Жар-птицу я в руках своих держу,
Как поймать её – я знаю, но другим не расскажу…
И меня поймут лишь души, что похожи на меня, -
Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!

Слайд 15

Постепенно образ огня у поэта сводится к единому образу – России, её

Постепенно образ огня у поэта сводится к единому образу – России, её
природе и тайне национальной души. Лирик проводит параллель: Россия – Огонь:
Жар-птицей назвала себя Россия,
И разве не костёр – весь дом наш отчий,
И разве не огонь – наш гость желанный.

Слайд 16

Средства выразительности образа огня в поэзии

Средства выразительности образа огня в поэзии

Слайд 18

Словотворчество поэта помогает читателю, не задумываясь, погружаться в атмосферу лёгкости восприятия и

Словотворчество поэта помогает читателю, не задумываясь, погружаться в атмосферу лёгкости восприятия и
глубокого содержания, «гореть» вместе с лирическим героем и жить с горящим сердцем, оставаясь наивным романтиком и одновременно стремясь к новому миру из огня и света, солнца и пламени.

Слайд 19

• К. Бальмонт – основатель символического направления, создавший свой образ огня, который реализуется

• К. Бальмонт – основатель символического направления, создавший свой образ огня, который
поэтом идеей – соотнесение лирического Я поэта и солнца как воплощение личностного, индивидуального начала и в то же время жертвенного, творящего, жизненно необходимого для других;
• К. Бальмонт считает себя частью животворящей пламенной волшебной силы, способной менять мир, освещать ярким огненным светом. Он цельно, но не фанатично олицетворяет огонь со своим пламенеющим духом, будучи убеждён в том, что образ огня – это стихия, которая больше помогает, неся добро, нежели разрушает.