Презентация на тему "Анализ стихотворений из цикла «Anno Domini» («Лето Господне»): «Рахиль», «Лотова жена», «Мелхола»" - презентац

Содержание

Слайд 2

«Лишь сердце моё
никогда не забудет
отдавшую жизнь за
единственный

«Лишь сердце моё никогда не забудет отдавшую жизнь за единственный взгляд…» А.А.Ахматова
взгляд…»
А.А.Ахматова

Слайд 3

Цель работы:
Определить особенности изображения внутреннего мира лирической героини в цикле «Anno

Цель работы: Определить особенности изображения внутреннего мира лирической героини в цикле «Anno
Domini».
Понять, с какой целью Автор обращается к библейским сюжетам.

Задача работы:
Развивать навыки исследования поэтического текста.
Пробудить интерес к поэтическому слову.
Воспитывать уважение и любовь к творчеству А.А.Ахматовой.

Слайд 4

Обратимся к стихотворению «Лотова жена» (1922 – 1924 г.).

Вспомним библейскую

Обратимся к стихотворению «Лотова жена» (1922 – 1924 г.). Вспомним библейскую историю
историю о гибели городов Содом и Гоморра

(Книга «Бытие», гл. 19)

Четыре города: Содом, Гоморра, Адма и Севоим были уничтожены огнём с небес, т.к. гнев Господний был вызван нечестивым поведением и грехами жителей этих городов.
В городе Содоме жил праведный человек Лот, которому Бог даровал спасение. Пришедшие с неба ангелы вывели из горящего города Лота, его жену и двух их дочерей, предупредив их не оборачиваться и не смотреть на горящий позади город.

Какой трагедией обернулся для праведного человека Лота уход из дома?

(Его жена превратилась в соляной столп из-за своего порока – любопытства).

Слайд 5

Стихотворение «Лотова жена».

И праведник шел за посланником Бога, Огромный и светлый, по

Стихотворение «Лотова жена». И праведник шел за посланником Бога, Огромный и светлый,
черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула — и, скованы смертною болью, Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом.
Книга Бытия

Какое оправдание находит этому поступку бедной женщины А.Ахматова?
Как раскрывает поэтесса тему «родного дома» в стихотворении?
Почему последнее четверостишие состоит из одних вопросов?
К кому они обращены?

Вывод: Главная тема стихотворения – не наказание за любопытство, а тема страдания по поводу утраченного семейного очага, оставленной любви, ценного для лирической героини прошлого.

Слайд 6

Обратимся к стихотворению «Рахиль» (1921 г.)

Иаков - младший сын Исаака и Ревекки.

Обратимся к стихотворению «Рахиль» (1921 г.) Иаков - младший сын Исаака и
Ревекка любила Иакова больше, чем Исава - старшего сына. В старости Исаак стал очень плохо видеть. Перед смертью он хотел благословить своего первенца Исава. Мать, переодев Иакова в одежды старшего сына, представила его перед слепым мужем. Так обманным путём Иаков получил предназначенное Исаву благословение. Позже Иакову пришлось бежать из родных мест, т.к. старший брат, обидевшись, хотел его убить. Много бед и горестей пережил он.

Вспомним библейскую историю об Иакове и Рахили.

Слайд 7

Иаков добрался до Месопотамии и встретил свою двоюродную сестру Рахиль, полюбил её.

Иаков добрался до Месопотамии и встретил свою двоюродную сестру Рахиль, полюбил её.
Только её отец, заставил Иакова отработать 7 лет, прежде чем жениться на Рахили. При этом он пытался обмануть Иакова, женив его на младшей слепой дочери Лии.
Бытие, кн.27

В чем смысл этой библейской истории?

(Однажды обманув отца, преступив нравственный закон, Иаков не единожды был сам обманут, голодал, находился на грани жизни и смерти).

Слайд 8

Стихотворение «Рахиль».

И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались

Стихотворение «Рахиль». И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались
ему за несколько дней, потому что он любил ее. Книга Бытия

И встретил Иаков в долине Рахиль,
Он ей поклонился, как странник бездомный.
Стада подымали горячую пыль,
Источник был камнем завален огромным.
Он камень своею рукой отвалил
И чистой водою овец напоил.
Но стало в груди его сердце грустить,
Болеть, как открытая рана,
И он согласился за деву служить
Семь лет пастухом у Лавана.
Рахиль! Для того, кто во власти твоей,
Семь лет - словно семь ослепительных дней.
Но много премудр сребролюбец Лаван,
И жалость ему незнакома.
Он думает: каждый простится обман
Во славу Лаванова дома.
И Лию незрячую твердой рукой
Приводит к Иакову в брачный покой.
Течет над пустыней высокая ночь,
Роняет прохладные росы,
И стонет Лаванова младшая дочь,
Терзая пушистые косы.
Сестру проклинает, и Бога хулит,
И ангелу смерти явиться велит.
И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины,
Веселые взоры Рахилиных глаз
И голос ее голубиный:
Иаков, не ты ли меня целовал
И черной голубкой своей называл?

Слайд 9

Какое видение библейского сюжета у А.Ахматовой?

(Главная тема у нее – не

Какое видение библейского сюжета у А.Ахматовой? (Главная тема у нее – не
наказание за грехи, а тема любви).

(Они показались ему семью днями. Он любил Рахиль, страдал, терзался. Он любил – и время казалось ему быстротечным…).

(Темы мучительной ревности, неразделенной любви. Ее, незрячую привел отец в дом Иакова вместо Рахили. Нелюбимая Иаковом, она проклинает отца и сестру за ту му- ку, которую ей приходится терпеть).

(Сохраняя престиж «Лаванова дома», он жертвует счастьем обеих дочерей).

Во имя чего «премудрый» Лаван
обрекает на страдания обеих дочерей?

Какую тему развивает Ахматова в связи с младшей дочерью – Лией?

Чем показались для Иакова 7 лет, проведенных в рабстве у собственного дяди?

Вывод: Основная тема стихотворения «Рахиль» - тема любви, страдания, ревности, обращаясь к душе женщины, живущей почти две тысячи лет до нас, А.А.Ахматова сближает её чувства с переживаниями современной женщины XX – XXI века. Женщина любит – и, значит, она права.

Слайд 10

Обратимся к стихотворению «Мелхола». (1922 – 1961)

Давид – юноша сильный, добрый, умный,

Обратимся к стихотворению «Мелхола». (1922 – 1961) Давид – юноша сильный, добрый,
был пастухом овечьих стад. Не раз нападали на его стадо львы и медведи, но Давид побеждал их, чувствуя, что необыкновенную силу даёт ему сам Бог. Однажды в бою он победил пращой (обыкновенным камнем, завязанным верёвкой), прекрасно вооружённого, закованного в медную броню филистимлянина Голиафа. Слух об этом поединке дошёл до израильского царя Саула, который приблизил Давида ко дворцу, но завидовал его славе и несколько раз порывался его убить. Заметив однажды, что его дочь Мелхола полюбила Давида, он решил поженить их, чтобы заманить зятя в свои сети, но словно невидимая рука охраняла жизнь Давида.

Прошло несколько лет, в бою был убит Саул. По велению Божию на царский трон в Иудее был возведён Давид, бывший когда-то пастухом.
Первая книга Царств

Вспомним библейскую историю о Давиде.

Слайд 11

Стихотворение «Мелхола».

Но Давида полюбила... дочь Саула, Мелхола.
Саул думал: отдам ее за него,

Стихотворение «Мелхола». Но Давида полюбила... дочь Саула, Мелхола. Саул думал: отдам ее
и она будет ему сетью.
Первая книга Царств

И отрок играет безумцу царю,
И ночь беспощадную рушит,
И громко победную кличет зарю,
И призраки ужаса душит.
И царь благосклонно ему говорит:
«Огонь в тебе, юноша, дивный горит,
И я за такое лекарство
Отдам тебе дочку и царство».
А царская дочка глядит на певца,
Ей песен не нужно, не нужно венца,
В душе ее скорбь и обида,
Но хочет Мелхола — Давида.
Бледнее, чем мертвая; рот ее сжат;
В зеленых глазах исступленье;
Сияют одежды, и стройно звенят
Запястья при каждом движенье.

Как тайна, как сон, как праматерь Лилит...
Не волей своею она говорит:
«Наверно, с отравой мне дали питье,
И мой помрачается дух.
Бесстыдство мое! Униженье мое!
Бродяга! Разбойник! Пастух!
Зачем же никто из придворных вельмож,
Увы, на него не похож?
А солнца лучи... а звезды в ночи...
А эта холодная дрожь...»

Слайд 12

Кто же становится центром повествования в стихотворении Ахматовой?

Чем отличается простой пастух от

Кто же становится центром повествования в стихотворении Ахматовой? Чем отличается простой пастух
родовитых сановников?

Какие чувства борются в душе Мелхолы?

(Не Давид и не Саул, а его дочь Мелхола, царская дочь, полюбившая простого пастуха Давида).

(И красотой, и статью, а главное своими душевными качествами: добротой, умом, чистым сердцем).

(Любовь борется с чувством самовозвышения).

Вывод: Преодолевая светские условности, любовь оказывается сильнее, заставляя царскую дочь полюбить простого пастуха. По Ахматовой, нет силы могущественней, чем сила любви.

Слайд 13

Почему Ахматова уходит от высоких нравственных истин:
«Не убий!», «Не обмани!», «Не укради!»,

Почему Ахматова уходит от высоких нравственных истин: «Не убий!», «Не обмани!», «Не
«Не преступи закон?» Разве они за многие века потеряли свою актуальность?

О каких других вечных истинах говорит Анна Андреевна?

В какое время были созданы эти стихотворения?

Почему в годы разрухи и гражданской войны Ахматова вдруг неожиданного обращается к библейским сюжетам?

Какой смысл придает «женский взгляд» на события тысячелетней истории?

Имя файла: Презентация-на-тему-"Анализ-стихотворений-из-цикла-«Anno-Domini»-(«Лето-Господне»):-«Рахиль»,-«Лотова-жена»,-«Мелхола»"---презентац.pptx
Количество просмотров: 373
Количество скачиваний: 1