Презентация на тему "Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского" - презентации по Литературе

Содержание

Слайд 2

Историческая справка

Санкт-Петербург
Крупнейший центр мировой и российской культуры основан 27 мая

Историческая справка Санкт-Петербург Крупнейший центр мировой и российской культуры основан 27 мая
1703 года. Основатель Петербурга Петр I поставил перед собой цели: модернизировать экономику России и установить тесное экономическое, техническое и культурное взаимодействие с более развитыми странами Европы.
В 1712 году Петербург стал столицей России, научным, культурным, промышленным и транспортным центром.
Город пережил три революции (1905-1907 гг., Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г.).
В годы гражданской (1917-1922 гг.) и особенно Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. выпали на его долю тяжелые испытания (900 дней блокады, голод, разруха).
В городе сохранено уникальное культурно-историческое наследие, более 80% памятников XVIII-XIX веков - подлинники.

Слайд 3

Петербург сегодня

Петербург сегодня

Слайд 5

СЕМЕНОВСКИЙ МОСТ. ФОНТАНКА

СЕМЕНОВСКИЙ МОСТ. ФОНТАНКА

Слайд 6

СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ

СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ

Слайд 7

КОКУШКИН ПЕРЕУЛОК

КОКУШКИН ПЕРЕУЛОК

Слайд 8

ДОМ РАСКОЛЬНИКОВА

ДОМ РАСКОЛЬНИКОВА

Слайд 9

ДОМ СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ

ДОМ СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ

Слайд 10

ДОМ СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ

ДОМ СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ

Слайд 11


Изображение Петербурга в русской литературе.

Изображение Петербурга в русской литературе.

Слайд 12

ГОРОД ПЫШНЫЙ, ГОРОД БЕДНЫЙ, ДУХ НЕВОЛИ, СТРОЙНЫЙ ВИД, СВОД НЕБЕС ЗЕЛЕНО-БЛЕДНЫЙ, СКАЗКА, ХОЛОД И ГРАНИТ…

ГОРОД ПЫШНЫЙ, ГОРОД БЕДНЫЙ, ДУХ НЕВОЛИ, СТРОЙНЫЙ ВИД, СВОД НЕБЕС ЗЕЛЕНО-БЛЕДНЫЙ, СКАЗКА, ХОЛОД И ГРАНИТ…

Слайд 13

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА ПУШКИНЫМ

воплощение торжества «исторического разума»

город зла и насилия, центр «самовластья»

город назревающих

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА ПУШКИНЫМ воплощение торжества «исторического разума» город зла и насилия, центр
буржуазных противоречий, социальных контрастов.

Слайд 14


Н.В.Гоголь

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь М.Ю.Лермонтов

Слайд 15

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА Н.В.ГОГОЛЕМ И М.Ю.ЛЕРМОНТОВЫМ

Расширение социальной трактовки темы
Использование снижающих

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА Н.В.ГОГОЛЕМ И М.Ю.ЛЕРМОНТОВЫМ Расширение социальной трактовки темы Использование снижающих деталей:
деталей: мрачные коробки доходных домов, замусоренные проходные дворы, черные лестницы.

Слайд 16


Петербург Ф.М.Достоевского

Петербург Ф.М.Достоевского

Слайд 17

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ

Роман «Преступление и наказание»

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ Роман «Преступление и наказание»

Слайд 18

«…кругом пальмы растут целым кругом… Он же все пьет воду, прямо из

«…кругом пальмы растут целым кругом… Он же все пьет воду, прямо из
ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода…»
«светлый, теплый, почти жаркий день», «деревенский коттедж… весь обросший душистыми клумбами цветов», «свежий, легкий, прохладный воздух…»
«Иногда он останавливался перед какою-нибудь изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и на террасах, разряженных женщин и детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел»

Слайд 19

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка,

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка,
леса, кирпич, пыль и … особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу…»

Слайд 20

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек,
человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой»

Слайд 21

Летний Петербург
- жара
- пыль
- вонь
- грубые пьяные
голоса

Летний Петербург - жара - пыль - вонь - грубые пьяные голоса - некрасивые резкие звуки
- некрасивые
резкие звуки

Слайд 23

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид
с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок»

Слайд 24

- шкаф
- гроб
- конура
- сундук

- шкаф - гроб - конура - сундук

Слайд 25

Может ли человек выдерживать такой ежедневный плен, не теряя своей человечности ?

Может ли человек выдерживать такой ежедневный плен, не теряя своей человечности ?

Слайд 26

«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника,

«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника,
и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами … перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь … другой же угол был уже слишком безобразно тупой».

Какую еще особенность жилищ героев отмечет Достоевский? Что хотел подчеркнуть этим автор?

Слайд 27

ОСОБЕННОСТИ ДОМОВ И КВАРТИР ГЕРОЕВ

- «грязные и вонючие» дворы
- темные лестницы
- тесные,

ОСОБЕННОСТИ ДОМОВ И КВАРТИР ГЕРОЕВ - «грязные и вонючие» дворы - темные
кривые комнаты
- нищета

Слайд 28

- ДУШНО

«… а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как

- ДУШНО «… а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах,
в комнатах без форточек».

Слайд 29

ВЫВОД

Пейзажные картины Петербурга,
сцены его уличной жизни,
интерьеры «углов» -
создают общее впечатление города,

ВЫВОД Пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают
который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.