Тропы и их использование мастерами художественного слова!

Слайд 2

Основная особенность художественной речи – создание художественного образа. Что достигается использованием художественно –

Основная особенность художественной речи – создание художественного образа. Что достигается использованием художественно
выразительных средств языка - тропов.

Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. («Роща золотая», «Веселым языком»).
Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. («Нынче юность моя отступила, как подгнивший под окнами клен»).
Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. («как дерево роняет тихо листья,
так я роняю грустные слова»)
Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. («Нежный шёлк выводит храброго героя…»)

Слайд 3

Троп - от др.-греч. τρόπος «оборот»

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения

Троп - от др.-греч. τρόπος «оборот» Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на
с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. («И слыш­но было до рас­све­та, как лико­вал фран­цуз» М.Ю. Лермонтов)
Гипербола – преувеличение. (« Гой ты, Русь, моя родная...Не видать конца и края»).
Литота – преуменьшение. (« мужичок-с-ноготок» Некрасов).
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. («И известность моя не хуже, — От Москвы по парижскую рвань»)
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. («мартышка и свинья – это хамство, осёл – слабый интеллект, кот – хитрость, петух – бездарность» И. Крылов).
Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. («Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает»).
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. («Зелёная причёска, Девическая грудь»(о березе)).

Слайд 4

«Отговорила роща золотая…»

Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть?

«Отговорила роща золотая…» Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально
Ведь каждый в мире странник — Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности весёлой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не опадёт трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая, Сгребёт их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.
С. Есенин 1924 г.

Слайд 5

Средства выразительности стихотворения

Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить

Средства выразительности стихотворения Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают
красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой.
В тексте преобладают метафоры: »костёр рябины красной», «отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
Дополняются пейзажи эпитетами: «равнина голая», «широкий месяц», «голубой пруд», «юность весёлая», «рябина красная», «милым языком».
Сравнение: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».
В стихотворении много олицетворений - отговорила роща, журавли не жалеют, ветер относит, грезит конопляник, дерево роняет листья, время сгребёт. Олицетворения оживляют природу. Все неживые предметы одушевлены; мечтают, жалеют, роняют, как человек. Природа и человек связаны между собой.
Настроение лирического героя подчёркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и многоточия.