Презентация на тему Учимся находить эпитеты, метафоры и сравнения

Содержание

Слайд 2

Основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.

Расширять литературный кругозор школьников

Основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе. Расширять литературный кругозор
за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века.
Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.
Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.
Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
Совершенствовать выразительность чтения.

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 3

Что такое тропы?

Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные

Что такое тропы? Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие
представления о предметах и явлениях, называют тропами.
Название «троп» – от греч. «тропус»,что значит «образное выражение, оборот».

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 4

Автор: Закалашвили З.З.

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 5

Фонетические средства

Аллитерация.
Ассонанс.
Звукоподражание.
Интонация.
Ритм.
Пауза.
Рифма.

Автор: Закалашвили З.З.

Фонетические средства Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражание. Интонация. Ритм. Пауза. Рифма. Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 6

Лексические средства

Аллегория
Метонимия
Метафора
Сравнение
Олицетворение
Гипербола
Перифраза
Паронимы
Синекдоха
Литота
Оксюморон
Парадокс

Автор: Закалашвили З.З.

Лексические средства Аллегория Метонимия Метафора Сравнение Олицетворение Гипербола Перифраза Паронимы Синекдоха Литота

Слайд 7

Сравнение

Сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение

Сравнение Сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого.
присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др.Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека.

Нахмурился, словно туча.
И берёзы стоят как большие свечки.

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 8

Эпитет

Эпитет (греч. «эпитетон» – приложение) – образное определение предмета или действия. Чаще

Эпитет Эпитет (греч. «эпитетон» – приложение) – образное определение предмета или действия.
всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
(А.С.Пушкин)

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 9

Метафора

Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на

Метафора Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета
другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ.

Горит восток зарёю новой…
(А.С.Пушкин)
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело.
Принахмурилась земля.
(Ф.И.Тютчев)

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 10

Олицетворение

Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение – разновидность метафоры. Олицетворение

Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение – разновидность метафоры.
используется при описании явлений природы, окружающих человека.

…Звезда с звездою говорит.
(М.Ю.Лермонтов)
…Спит земля в сиянье голубом.
(М.Ю.Лермонтов)

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 11

Метонимия

Метонимия (греч. «метонимиа» – переименование) – перенос признаков с родного предмета на

Метонимия Метонимия (греч. «метонимиа» – переименование) – перенос признаков с родного предмета
другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию – нет.
Конечно, бродит не гармонь ,а гармонист. Почему же поэт назвал человека словом, обозначающим инструмент ?Для того, чтобы читатель сразу понял, что гармонист не только бродит, но играет, причем играет что-то грустное (гармонь одинокая)

Ликует буйный Рим.
(М.Ю.Лермонтов)
Только слышно на улице где-то,
Одинокая бродит гармонь.
(М.Исаковский)

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 12

Аллегория

Аллегория (греч «аллегорина» – иносказание) – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных

Аллегория Аллегория (греч «аллегорина» – иносказание) – выражение отвлеченных понятий в конкретных
образах
Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощается в образе осла, трусость –в образе зайца, хитрость – лисы.

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 13

Гипербола и Литота

Гипербола, или художественное преувеличение.
Литота, или художественное преуменьшение.

Автор: Закалашвили З.З.

Гипербола и Литота Гипербола, или художественное преувеличение. Литота, или художественное преуменьшение. Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 14

Определи какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов?

Печальная

Определи какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов?
береза У моего окна И прихотью мороза Разубрана она (А. Фет)

эпитет

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 15

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. Не
столь различны меж собой.
(А. Пушкин)

олицетворение

Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
( М. Лермонтов)

метонимия

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 16

Стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!»

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на

Стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!» Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона.
заводи речные И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 17

Лексические средства стихотворения С.Есенина

Автор: Закалашвили З.З.

Лексические средства стихотворения С.Есенина Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 18

Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и

Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и
в конце стихотворения?

1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.
2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.
3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 19

Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет явления

Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет явления
природы?

Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся.
С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей.
Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 20

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?

Особую роль в этом стихотворении

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка? Особую роль в этом
играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.
«шелестят», «сережки», «шепчет», «шаловливо». Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 21

Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?

«золотые»,
«румянит»,
«зеленые»,

Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? «золотые», «румянит», «зеленые»,

«серебряные»,
«перламутром».
Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 22

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению  Есенина?

Вначале должна звучать тихая,

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина? Вначале должна звучать
сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую.
В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир.

Автор: Закалашвили З.З.