Презентация на тему Война 1812 года в романе "Война и мир"

Содержание

Слайд 2

Введение

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» отличается необычайным богатством идейного содержания.

Введение Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» отличается необычайным богатством идейного
Толстой глубоко раскрывает широчайшие темы, среди которых самой главной, связывающей все прочие, является тема русского народа, его подвига в Отечественной войне 1812 года, о которой автор повествует
на страницах 3 и 4тома.

Слайд 3

Философия войны в романе

По мнению Льва Николаевича, «война – это забава праздных

Философия войны в романе По мнению Льва Николаевича, «война – это забава
и легкомысленных людей», а сам роман «Война и мир» – это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания. Свою точку зрения писатель раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых героев.

Слайд 4

Немаловажную роль в понимании авторской позиции относительно войны играет сопоставления светлой лесной

Немаловажную роль в понимании авторской позиции относительно войны играет сопоставления светлой лесной
природы и безумия убивающих друг друга людей. Невольно перед нашими глазами предстает панорама Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца … кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий розовым и золотым оттенком свои темные, длинные тени. Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

ФРАГМЕНТ ПАНОРАМЫ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ

Слайд 5

Переправа французов через Неман

Переправа через Неман—это начало войны. В армии Наполеона находились

Переправа французов через Неман Переправа через Неман—это начало войны. В армии Наполеона
польские войска, им и предстояло начать войну с Россией. Именно поэтому, чтобы вызвать у них прилив любви к своей особе, Наполеон надевает польский мундир и, «неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям-, приказывает наступление. Толстой с иронией описывает Наполеона, это выражается не только в описании внешности, но и в использовании в этой главе французских слов и выражений. 

Слайд 6

Польское войско со слепым преклонением относится к Наполеону: «На всех лицах этих

Польское войско со слепым преклонением относится к Наполеону: «На всех лицах этих
людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку а сером сюртуке, стоящему на горе.» С ним военные связывают свои мечты с покорением мира: «Ежели меня сделают губернатором Индии, я тебя сделаю министром Кашмира...» Сам же император давно привык к этому и тяготится выражением любви к себе. Он садится на берегу реки, смотрит в подзорную трубу на другую сторону, не замечая, как счастлив паж, на чьей спине лежит труба, чтобы было удобно императору Наполеон не замечает этого, так как убежден в собственной значимости, преклонение других людей перед ним — само собой разумеющееся. Он приказывает переправиться через Неман.

Слайд 7

Польский полковник, «красивый старый человек» просит позволения переплыть реку, не отыскивая брода.

Польский полковник, «красивый старый человек» просит позволения переплыть реку, не отыскивая брода.
Желание выслужиться перед Наполеоном оказывается сильнее заботы о собственной жизни и жизни своих подчиненных. С душевной болью Толстой показывает, как полковник, опытный, заслуженный воин, унижается перед Наполеоном, причем не ради какой-то определенной награды, а просто из чувства восхищения императором, и он счастлив, что ему удается это сделать. Он заставляет солдат погибать совершенно бессмысленно: «Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут а этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

Слайд 8

Оставление Смоленска

Впервые то великое патриотическое чувство, которое владело всеми настоящими русскими людьми

Оставление Смоленска Впервые то великое патриотическое чувство, которое владело всеми настоящими русскими
в 1812 году, Толстой показывает, рисуя события в Смоленске. Купец Ферапонтов сам сжигает собственное добро, чтобы оно не досталось французам. «Человек во фризовой шинели» поджигает собственный дом, Жители Смоленска, несмотря на все заверения губернатора, один за другим покидают город. Все это — первые проявления того великого, истинного, народного патриотизма, который, по Толстому, спас Родину.

Слайд 9

Бунт богучаровских мужиков

Бунт богучаровских крестьян служит как бы прямым продолжением картины рабской

Бунт богучаровских мужиков Бунт богучаровских крестьян служит как бы прямым продолжением картины
жизни крепостных деревень, принадлежащих Пьеру Безухову. Деревни Пьера находились в Киевской губернии; деревни Болконских, примыкавшие к их имению Богучарово, — под Смоленском. Но как в тех, так и в других царили нищета и рабство, порождённые крепостничеством. Изобразив богучаровских крестьян, Толстой показал реальное положение крестьянства и неугасимый порыв его к лучшей, свободной жизни. О них можно сказать и так: это — простой русский народ, бунт которого раскрывает социальное положение победителей Отечественной войны. Потому что богучаровские крестьяне — родные братья солдат, участвовавших в Аустерлицком сражении, крестьян, которые живут в деревнях, принадлежащих Пьеру Безухову, тех ополченцев, которых в недалеком будущем встретит тот же Пьер на Бородинском поле...

Слайд 10

Бородинское сражение

Центральным событием Отечественной войны явилась Бородинская битва. Мужественное сопротивление русских войск,

Бородинское сражение Центральным событием Отечественной войны явилась Бородинская битва. Мужественное сопротивление русских
их несокрушимость удивляют самоуверенного Наполеона, не знавшего поражения в Европе.

Слайд 11

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под
Бородином у Л. Н. Толстого — это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев — Андрея и Пьера.

Слайд 12

Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер

Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер
Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Ранее Пьер много слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции. И приехав, он прежде всего пытается разобраться именно в вопросах военной тактики. Л. Н. Толстому нравится наивность героя. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает “вид сверху”, а затем — “изнутри”. Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война глазами новичка. 

Слайд 13

Батарея Раевского

В жарком бою, на батарее Раевского писатель глазами Пьера наблюдает неугасимый

Батарея Раевского В жарком бою, на батарее Раевского писатель глазами Пьера наблюдает
огонь народного мужества и стойкости” Простые люди — солдаты и ополченцы — и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления.

Слайд 14

Роль эпизода «На батарее Раевского» в романе Толстого велика именно здесь мы

Роль эпизода «На батарее Раевского» в романе Толстого велика именно здесь мы
открываем для себя отношение Толстого к войне, к ее последствиям, к ее никчемности, противоестественности человеческому существованию.