Презентация на тему Жуковский Василий Андреевич

Содержание

Слайд 2

Родился 29 января (9 февраля) 1783 в селе Мишинском, что на стыке

Родился 29 января (9 февраля) 1783 в селе Мишинском, что на стыке
трех губерний — Орловской, Тульской и Калужской. По своему рождению Жуковский был незаконнорожденным: его отец, богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, когда-то взял в дом пленную турчанку Сальху, которая и стала матерью будущего поэта. Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крестным отцом ребенка и затем его усыновил.

Слайд 3

Первое образование в биографии Жуковского Василия Андреевича было получено в семье

Первое образование в биографии Жуковского Василия Андреевича было получено в семье Буниных.
Буниных. Затем он обучался в пансионе, народном училище, у сестры В. Юшковой. Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом («Кассандра», «Людмила»).

Слайд 4

После начала войны 1812 года в биографии Василия Жуковского была принята

После начала войны 1812 года в биографии Василия Жуковского была принята сторона
сторона оппозиции. Военные события отражены в произведениях Жуковского «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов».
В 1815 году начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Время 1810-1820 годов считается расцветом творчества в биографии Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена. Это баллады Жуковского «Эолова арфа», «Вадим», многие стихи, переводы.

Слайд 5

Василию Андреевичу Жуковскому по праву принадлежит первое место в допушкинский период

Василию Андреевичу Жуковскому по праву принадлежит первое место в допушкинский период развития
развития русской литературы. Среди современников-поэтов он выделился силой и красотой своего художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества и литературной авторитетностью. На заре XIX века Жуковский покорил читающую Россию «пленительной сладостью» стихов, которую так ценил А. С. Пушкин, открыл ей неведомый ранее мир чувств, настроений и признаний.

Слайд 6

Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым

Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием
достоянием являются переводы Жуковского «Рустем и Зораб», «Одиссея», «Наль и Дамаянти».

Слайд 7

Задумчивая и нежная лирическая речь полилась, словно музыкальная мелодия, завораживая своими

Задумчивая и нежная лирическая речь полилась, словно музыкальная мелодия, завораживая своими ритмами,
ритмами, звуками, светлой и тонкой грустью, исходящей из самых глубин человеческой души. Он был поэтом «для немногих», для тех, кто способен был оценить парение его мыслей и насладиться красотой поэтических строк. Он говорил о тайных узах, скрепляющих землю с небом, людей друг с другом, о своих страданиях, о превратностях судьбы. В его балладах обитали фантастические существа, черти и ведьмы, призраки, которые угрожали людям и вмешивались в их жизнь, -осе это выглядело необычно по сравнению с предшествующей поэзией.

Слайд 8

Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX веках, представляющее собой

Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX веках, представляющее собой
реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Слайд 9

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского
к пред романтическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Слайд 10

Многие переводы и переложения Жуковского стали
классическими. В них поэт прежде всего улавливал

Многие переводы и переложения Жуковского стали классическими. В них поэт прежде всего

тон и дух образца, переживая драматические
ситуации. Так и в балладе “Лесной царь” мы
слышим проникновенный голос рассказчика:
“Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?” —
“Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой”, —
“О нет, то белеет туман над водой”.
И романтическим злодеем, духом, искушающим
невинную душу, воспринимается лесной
царь — король духов:
“Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои...”

Слайд 11

С каждым четверостишьем нарастает драматизм
баллады. Поэт держит в напряжении
своих читателей, невольно

С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Поэт держит в напряжении своих читателей,
задающих себе вопрос:
Кто победит в этом единоборстве —
дух или человек? Эмоциональное и художественное
Воздействие произведения настолько велико, что
нам кажется, что мы физически ощущаем
страдания ребенка, его боль, ужас и страх перед
лесным эльфом:
“Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать”.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит...
И неожиданная оригинальная концовка совершенно
обескураживает: где те добро и справедливость,
которым суждено торжествовать? Их нет в нашем
мире.

Слайд 12

Природа и человек в лирике
В.А. Жуковского.

Предметом своего творчества
Василий

Природа и человек в лирике В.А. Жуковского. Предметом своего творчества Василий Андреевич
Андреевич Жуковский
избирает мир человеческой души.
Он обогащает русскую поэзию
особым качеством психологизмом.
Лирика поэта носит глубоко
личностный характер. В жизни
Жуковского было много страданий.
Их он отразил в творчестве.
Любимый жанр поэта – элегия.
Часто здесь лирический герой на фоне
Природы размышляет о жизни,
о судьбе человека.

Так, в первом своем стихотворении
«Сельское кладбище» поэт изображает романтический пейзаж: луна, черные сосны и вязы, дикая сова, могилы.
“И здесь спокойно спят под сенью гробовою -
И скромный памятник, в приюте сосн густых,
С непышной надписью и резьбою простою,
Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.”
Этот вывод рождает у героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить слезы. В первом произведении Жуковского много
сентиментального, но впоследствии
он работает в романтическом
направлении.

Слайд 13

Меланхоличный мечтатель Жуковский
нередко обращался в своих произведениях
к природе, чаще грустной, чем

Меланхоличный мечтатель Жуковский нередко обращался в своих произведениях к природе, чаще грустной,
радостной,
но всегда чудесной. Поэт боготворил живой
окружающий мир и считал, что нет таких
слов, чтобы выразить все его величие и
красоту. В стихотворении «Невыразимое»
Он писал:
“Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила? ”
Умение воспеть пленительную красоту
природы, ее живую душу и внимание ко
внутреннему миру человека, к его
переживаниям – все это неоспоримые
достоинства романтической поэзии
Жуковского.

Слайд 14

Заключение. Романтический мир
В.А. Жуковского

У самых истоков русского романтизма стоял
один из

Заключение. Романтический мир В.А. Жуковского У самых истоков русского романтизма стоял один
ярчайших литераторов начала XIX века-
Василий Андреевич Жуковский. Он стал
своеобразным "литературным Колумбом Руси",
открывшим "Америку романтизма", как назвал
его Белинский. Сама природа позаботилась
создать в его лице "русское эхо" для
западноевропейского романтизма. Но он не
только писал прекрасные, продиктованные
свободным вдохновением произведения, но и жил
вдохновенно, поэтически. Потому все его
творчество пронизано естественными и
незамысловатыми интонациями жизни и
природы. Неуверенность в возможности
обыкновенного земного счастья и одновременно
жажда обрести гармонию с миром станут
постоянными спутниками Жуковского и
во многом определят характер его поэтического
творчества.

Первое напечатанное стихотворение
молодого поэта заканчивается так:
“ Жизнь, друг мой, бездна
Слез и страданий…”
("Майское утро" (1797 год)).
Жуковский верит в вечность любви и счастья,
условием которой является верность "до гроба“
и "за гробом". Воображение поэта интересует все
таинственное, скрытое от человеческих глаз,
потустороннее, ставящее человека перед проблемой
личной ответственности за содеянное, перед
выбором между добром и злом. Романтический мир
лирики Жуковского заполнен стихами о
народной жизни, фольклор становится для Жуковского источником высокой поэзии:
“ Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
("Светлана" (1808 год)). ”