Природа и человек в романе И.С. Тургенева Отцы и дети

Содержание

Слайд 2

Алгоритм написания сочинения.

Роль описания природы в литературном произведении.
Условность или конкретность описания.
Тип природы.
Природа

Алгоритм написания сочинения. Роль описания природы в литературном произведении. Условность или конкретность
и становление человека (формирование характера, близость к природе).
Природа как воплощение Бога, высшего начала.
Контраст общества (человека и природы.
Отражение в природе душевных переживаний героя.
Природа как олицетворение Родины.

Слайд 3

Роль описаний природы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Подбираем сразу вступление- с

Роль описаний природы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Подбираем сразу вступление-
биографическими данными, связанными с творчеством самого писателя.
И.С.Тургенев -мастер пейзажных описаний , его пером созданы замечательные картины русской природы.»Записки охотника»- это не только картина русских национальных типов, но и картина русской природы, которая окружает героев «Записок». Роль природы в романе «Отцы и дети» сложнее.

Слайд 4

Тезис первый к идее сочинения.

Действие романа начинается в конце мая. В сцене

Тезис первый к идее сочинения. Действие романа начинается в конце мая. В
встречи Николая Петровича, Аркадия и Базарова мы встречаемся с двумя различными по настроению описаниями природы. Эти описания в какой-то степени и создают те направления, по которым писатель строит свой роман.

Слайд 5

Природу среднерусской полосы мы видим глазами Аркадия.

Первое описание подчёркнуто негативно и вызывает

Природу среднерусской полосы мы видим глазами Аркадия. Первое описание подчёркнуто негативно и
в Аркадии мысль о необходимости реформ

Слайд 6

«Деревеньки с низкими избёнками под тёмными,часто до половины размётанными крышами», «покривившиеся сарайчики»,

«Деревеньки с низкими избёнками под тёмными,часто до половины размётанными крышами», «покривившиеся сарайчики»,
«Церкви то кирпичные, с отвалившейся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами»,»Мужички…об-трёханные, на плохих клячонках…»).

Слайд 7

Но за этим описанием сразу следует иное : «весна брала своё…»

В этом

Но за этим описанием сразу следует иное : «весна брала своё…» В
описании всё полно жизни, всё говорит о воскресении, красоте и силе (« всё …золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тёплым дыханием тёплого ветерка», «красиво чернея…гуляли грачи», «повсюду…заливались жаворонки…» Так вот именно это описание заставляет Аркадия забыть о размышлениях, а просто любоваться природой.

Так задана главная доминанта произведения- теории, социальные потрясения противопоставлены вечной красоте природы, с которой человек должен жить в гармонии.

Слайд 8

Тезис второй- антагонистические взгляды на природу двух героев: Базарова и Кирсанова Н.П.

Второй

Тезис второй- антагонистические взгляды на природу двух героев: Базарова и Кирсанова Н.П.
раз пространное описание природы дано в 11 главе, сразу после столкновения Базарова и Павла Петровича.
«Но отвергать поэзию?..не сочувствовать художеству, природе?.. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». («Ласточки летали высоко, ветер совсем замер, запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…», на небе «уже роились и перемигивались звёзды»).» Как хорошо, Боже мой!»-думает Николай Петрович, И мы проникаемся тем же настроением:»Как же может Базаров не чувствовать красоты и обаяния природы?»

Слайд 9

Пример второй к данному тезису.

Однако нельзя не заметить,что по-своему, как учёный- естествоиспытатель,

Пример второй к данному тезису. Однако нельзя не заметить,что по-своему, как учёный-
Базаров глубоко любит природу. Утверждая, что «природа не храм, а мастерская», он противопоставляет восторженному созерцанию необходимость её изучения. Его интересует редкий экземпляр жука, его радует,что разрослась берёзовая роща, он говорит любовно:»Акация да сирень-ребята добрые.

Слайд 10

Писатель открывает в Базарове способность глубочайшим образом переживать то,что сам герой отвергал.

«В

Писатель открывает в Базарове способность глубочайшим образом переживать то,что сам герой отвергал.
разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Фон, на котором происходит объяснение его с Одинцовой,- поэтическая картина летней ночи.Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула тёмная , мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание.

Слайд 11

Третий тезис-природа как воплощение Бога, высшего начала.

А вот последняя картина природы вне

Третий тезис-природа как воплощение Бога, высшего начала. А вот последняя картина природы
конкретного времени( она как бы протянута во времени, не один год ходят старики Базаровы на кладбище). Этот пейзаж говорит о вечности, по сравнению с которой все человеческие теории – ничто.
«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Имя файла: Природа-и-человек-в-романе-И.С.-Тургенева-Отцы-и-дети.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0