Слайд 2Что оценивают?
Создаем цельный, объединенный единым замыслом аналитический текст
Умение анализировать текст, привлекая для
этого все имеющиеся знания по литературе, языкознанию, истории
Обычно есть вопросы. Но можно выбрать дугой путь
Важно понимать смысл произведения, его тематику и проблематику и то, как, с помощью каких средств этот смысл раскрывается
Единство формы и содержания
Слайд 3Особенности
Необязательно расписывать все, сосредоточьтесь на главном (с помощью чего, как автор реализует
свой замысел?)
Не количество, а качество терминов
Слайд 4Единство формы и содержания
СОДЕРЖАНИЕ
Тема, идея, проблема, позиция автора, образная система, художественная реальность
ФОРМА
Композиция,
средства выразительности, особенности языка
Слайд 5История и жанр
История создания произведения, прототипы
Жанровые особенности, «обязательства» текста
Слайд 6Тема, идея, проблема
Тем много, но главная – одна
Русская литература любит вечные проблемы
(проблема смысла жизни, поиска счастья, отцов и детей)
Идея – авторское отношение к происходящему
Слайд 7Образная система
Для чего вообще нужны персонажи?
Какие они и почему?
«Кто? Зачем? Как?»
Слайд 8Конфликт
Любое столкновение
Какой конфликт?
Сколько их?
Как они представлены в тексте?
Слайд 9Пафос
= «настроение»
— страстное воодушевление. Пафос произведения — захватившая писателя идея, большое чувство,
проникающие всё произведение. В. Г. Белинский предлагал при разборе и изучении художественного произведения прежде всего определить его пафос.
Слайд 10Пафос
Героический («Бородино» Лермонтова)
Трагический («Лапти» Бунина)
Романтический («Мцыри» Лермонтова)
Сентиментальный («Крестьянские дети» Некрасова)
Драматический («Уроки французского»
Распутина)
Сатирический («Хамелеон» Чехова)
Юмористический («Медведь» Чехова)
Инвиктивный («Свободы сеятель пустынный» Пушкина)
Лирический
Слайд 11Сюжет и фабула
СЮЖЕТ
Художественный порядок событий
Развернутость
ФАБУЛА
Естественный порядок событий
Краткость
Слайд 12Композиция
- форма организации текста
Экспозиция – обстоятельства, которые привели к конфликту
Завязка – начало
конфликта
Развитие действия
Кульминация – самый напряженный момент
Развязка – окончание или разрешение конфликта
Слайд 13Композиция
… но еще есть лирические отступления!
- формы раскрытия и передачи
чувств и мыслей
писателя по
поводу изображённого
(выражают отношение автора
к персонажам, к изображаемой
жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо
поводу или объяснение своей
цели, позиции).
Слайд 14Художественная реальность
Хронотоп
«Правила» авторского мира
Отношения с объективной реальностью
Слайд 15Художественные особенности
Чем этот текст
отличается от остальных?
Слайд 16Художественные особенности. Художественные приемы
Психологизм
(портрет, внутренний монолог, интерьер, пейзаж)
Художественные детали
Антитезы и
параллели
Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика
Слайд 17Художественные особенности.
Языковые особенности и стиль
Стилистика
Лексика
Синтаксис
Внутренний ритм
Слайд 19Восприятие
Восприятие современниками
Восприятие сейчас
Личное восприятие
Слайд 20Почему город, в который приезжает Чичиков, не имеет названия?
Как представленный во
фрагменте портрет характеризует героя?
В чем смысл названия произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души»/А. П. Чехова «Хамелеон»?
Слайд 21Что почитать?
Гаспаров М.Л. «О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики»;
Гаспаров М. Л. «Снова
тучи надо мною…» Методика анализа.
Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя