Женские образы в Герое нашего времени

Содержание

Слайд 2

1. Введение.
1.1 Михаил Юрьевич Лермонтов стр 3
1.2 Роман «Герой нашего времени»

1. Введение. 1.1 Михаил Юрьевич Лермонтов стр 3 1.2 Роман «Герой нашего
стр 5
1.3 Григорий Печорин — герой своего времени стр 7
2. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» стр 9
2.1 – Бэла стр 11
2.2 – Ундина стр 13
2.3 - Княжна Мери стр 14
2.4 – Вера стр 16
3. Заключение стр 17
4. Рецензия стр 18
5. Список использованной литературы стр 19

Содержание

Слайд 3

Родился М. Ю. Лермонтов 15.10.1814 в Москве и
умер 27.07.1841 на дуэли

Родился М. Ю. Лермонтов 15.10.1814 в Москве и умер 27.07.1841 на дуэли
в г. Пятигорске.

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, создал целую эпоху в литературе.

Слайд 4

.
Детские годы будущий поэт провёл в имении бабушки в Тарханах.

Детство Лермонтова было

. Детские годы будущий поэт провёл в имении бабушки в Тарханах. Детство
омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом.

Юрий Петрович
Лермонтов

Е. А. Арсеньевой (бабушка)

Мария Михайловна Лермонтова,

Слайд 5

В этом романе…есть что-то неразгаданное.
(В.Г.Белинский)

Роман «Герой нашего времени», написанный Лермонтовым в

В этом романе…есть что-то неразгаданное. (В.Г.Белинский) Роман «Герой нашего времени», написанный Лермонтовым
1839- 1840 годах, представляет собой первое реалистическое прозаическое социально психологическое и философское произведение в русской литературе.

Герой Нашего Времени…
это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.
М.Ю.Лермонтов

Слайд 6

В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е

В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы
годы XIX века России. Время написания романа пришлось на период реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского восстания.

Основной задачей Лермонтова было нарисовать портрет человека той эпохи, образ которого составлен из пороков всего современного автору поколения.

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе,
произведение, в котором повествование определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя –
Григория Александровича Печорина.

Слайд 7

Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую «историю» (очевидно,

Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую «историю» (очевидно,
за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Всю историю жизни Печорина мы не знаем. Лермонтов повествует лишь о событиях, произошедших с ним на Кавказе.

Кто же он- Григорий Печорин? Можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся «силы необъятные», а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин — это и «злой гений» и в то же время жертва общества.

Слайд 8

Особое внимание уделено внутреннему миру героя, его душе, поэтому автор пишет в

Особое внимание уделено внутреннему миру героя, его душе, поэтому автор пишет в
предисловии, что «история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Все многообразие художественных средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина.

Эту же цель Лермонтов преследовал, создавая женские образы.

Слайд 9

Михаил Юрьевич Лермонтов писал:
"И ненавидим мы, и любим мы случайно,
ничем не

Михаил Юрьевич Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем
жертвуя ни злобе, ни любви,
и царствует в душе какой-то холод тайный,
когда огонь кипит в крови".
Эти слова как нельзя лучше
раскрывают характер главного
героя романа Печорина
и его отношение к женщинам.

О женских образах XIX столетия принято говорить «пленительные». И это правда. Женщина — источник радости, силы и вдохновения.

Слайд 10

Все женские персонажи –
представительницы
Разных миров:
Бэла - одна из “детей

Все женские персонажи – представительницы Разных миров: Бэла - одна из “детей
природы”,
в мир которых попадает Печорин в повести “Бэла”;
Ундина представляет в романе романтический мир беззакон-
ной вольности, к которой стремится Печорин;
княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.

Тесно переплетается судьба Печорина с судьбами четырех женщин: ---- черкешенки Бэлы («Бэла»), длинноволосой «Ундины», подруги контрабандиста Янко («Тамань»), княжны Мери и княгини Веры («Княжна Мери»);

Слайд 11

Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который

Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который
похищает ее для русского офицера Печорина.
Бэла — горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь, и, как цельная натура, она отдается ей со всей силой страсти. Когда же Бэла наскучила Печорину и он насытился любовью «дикарки», она смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду: я не раба его, — я княжна, княжеская дочь!»

Дочь гор Бэла... «...она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»

Слайд 12

Появление Казбича заканчивается для нее трагически. Бэла умирает от удара кинжалом в

Появление Казбича заканчивается для нее трагически. Бэла умирает от удара кинжалом в
спину.
До последней минуты своей жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти, вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему.
Образом Бэлы Лермонтов показывает, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства. Вскоре она ему наскучила. В"любви дикарки" он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могло долго жить одним чувством.

Бэла покоряет своей цельностью, душевной чистотой, беззащитностью, страстностью своей любви к Печорину. В романе именно Бэла является примером чувственной стороны жизни.

Любил ли Печорин ее на самом деле? Может быть, он «от скуки» (как признается сам) выбрал ее, потому что надоело «кокетство светских барынь».

Слайд 13

В столкновении с «Ундиной» Печорин терпит поражение. Он не готов к столкновению

В столкновении с «Ундиной» Печорин терпит поражение. Он не готов к столкновению
со свободными и гордыми людьми на их "территории".
Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру «честных контрабандистов», живущих по своим законам, которые неизвестны герою.

Романтический образ – Ундина – так назвал Печорин девушку-контрабандистку. Внешность ее привлекательна: гибкий стан, длинные русые волосы, золотистый отлив загара правильный нос, глаза проницательные, одаренные магнетической властью». Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер.

Слайд 14

Она умна, остроумна, чиста и наивна, увлечена романтизмом, любит рассуждать о чувствах

Она умна, остроумна, чиста и наивна, увлечена романтизмом, любит рассуждать о чувствах
и страстях.
Но Лермонтов рисует Мэри не только как « простую деву» с ее естественными, человеческими мечтами и чувствами, но и как аристократку, девушку из высшего светского общества.

Княжна Мери Лиговская — молодая симпатичная девушка, принадлежащая к одной из лучших семей столицы.

Мери совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива.
Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина.

Княжна Мери, так же как и Бэла, - жертва мятущегося Печорина.

Слайд 15

С образом Мери в романе связана проблема любви - подлинной и мнимой.

С образом Мери в романе связана проблема любви - подлинной и мнимой.
Влюбленность Печорина - мнимая с самого начала. Опыт Печорина венчается «формальным» успехом: Мери в него влюблена, Грушницкий разоблачен.
Однако результат «смешного» развлечения драматичен и вовсе не весел.
Первое глубокое чувство Мери растоптано, шутка обернулась низостью, и девушка должна заново учиться любить человечество.

Но на самом деле Печорин пошел на сближение с Мэри ради своей бывшей любви, Веры.

Ее душе свойственны благородные, человечные порывы, в ней нет заносчивости, и это прекрасно можно понять из эпизода с Грушницким: княжна поднимает стакан раненому солдату...

Слайд 16

Она также стала жертвой необычного характера Печорина. Но только, в отличие от

Она также стала жертвой необычного характера Печорина. Но только, в отличие от
других, их стремления были взаимны.
История их любви печальна. Печорин сильно и глубоко любил Веру. Но его чувства принесли ей много страданий и горя.

Вера…

единственная женщина, полностью понявшая Печорина .
Это - светская дама, любовница Печорина.
Доктор Вернер, рассказывал Печорину : «какая-то дама из новоприезжающих, родственница княгини по мужу, очень
хорошенькая, но очень, кажется, больная…
среднего роста, блондинка, с правильными
чертами, цвет лица чахоточный, а на правой
щеке черная родинка: ее лицо меня поразило
своей выразительностью».

В романе юная княжна Мери и Вера даны как разные полюсы жизни - расцвета и угасания.

Она – единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется.

Слайд 17

Особенно ярко противоречия в характере Печорина сказываются в его отношениях с женщинами.

Особенно ярко противоречия в характере Печорина сказываются в его отношениях с женщинами.
Его любовь приносит несчастье всем, кого он любит. Гибнет Бэла и ее родители, заболевает Мэри, ее мать глубоко несчастна, видя страдания дочери.

Все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоко интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что образ женщины, как существа любящего, в романе противопоставляется Печорину, который и стремится к любви, но не способен на неё.

Бэла и княжна Мери, Вера и Ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих….».

Слайд 18

Свою исследовательскую работу Попова Алиса связала с романом М. Ю. Лермонтова «

Свою исследовательскую работу Попова Алиса связала с романом М. Ю. Лермонтова «
Герой нашего времени». Ученица глубоко и всесторонне проанализировала взаимоотношение главного героя с окружающими.
Пытаясь раскрыть противоречия в характере Печорина, особое внимание уделила женским образам, их внутреннему миру. Попова Алиса подметила, что мастерство Лермонтова- повествователя заключается в том, что даже не создавая развернутых, полных образов, используя лишь характерные детали, автор создает яркие, запоминающиеся портреты.
Выводы, сделанные Поповой А. , отличаются зрелостью суждений, самостоятельностью. Работа логична, последовательна, в ней умело обобщены наблюдения исследователей по рассматриваемой теме.
Реферат может служить примером работы над художественным образом, а также является дополнительным материалом при изучении романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Мультимедийная презентация, выполненная качественно, может быть использована в виде иллюстративного материала.
Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ № 9
Мирзоян Нина Арамоисовна

Рецензия на реферат по литературе ученицы 10 «А» класса МБОУ гимназии №9 г. Ставрополя Поповой Алисы.

Имя файла: Женские-образы-в-Герое-нашего-времени.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0