Роман Е.И. Замятина Мы Судьба личности в Тоталитарном государстве

Содержание

Слайд 2

Евгений Иванович Замятин (1884-1937)

Яркий прозаик и драматург,
чьи произведения нашли своего читателя

Евгений Иванович Замятин (1884-1937) Яркий прозаик и драматург, чьи произведения нашли своего
только
в 80-90-ые годы
ХХ века

Слайд 3

Роман «Мы»

Роман «Мы» написан в 1920 году. Он оставался в рукописи до

Роман «Мы» Роман «Мы» написан в 1920 году. Он оставался в рукописи
1925 года, пока вдруг не появился изданным в переводе за границей. Последовала травля Е.Замятина в Советском Союзе, результатом чего стала его просьба об эмиграции, которая была удовлетворена.

Слайд 4

Жанр романа «Мы»

Утопия (греч. topos - "место", u-topos - "не место", "место,

Жанр романа «Мы» Утопия (греч. topos - "место", u-topos - "не место",
которого нет")— жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Антиутопия представляет собой пародию на утопические художественные произведения либо на утопическую идею (от греч. anti – против, utopia – утопия).

Слайд 5

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем
государства) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются. Роль традиции) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются. Роль традиции в определении норм морали отвергается, вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных» позиций.

Слайд 6

Идея романа «Мы»

«Война империалистическая
и война гражданская обратили человека в материал для

Идея романа «Мы» «Война империалистическая и война гражданская обратили человека в материал
войны, в нумер, в цифру. Человек забыт».
Е. Замятин. Из статьи «Завтра»

Герои романа «Мы»
Герои без имени – для обозначения лиц мужского пола согласная и цифры: Д-503 – главный герой-повествователь, R-13 – приятель Д-503, выбравший, как и он, О-90.
для лиц женского пола - гласная и цифры: О-90 постоянная партнёрша Д-503, которая мечтает иметь ребёнка.
I-330, в которую влюбляется Д-503, но та является членом племени МЕФИ, которое мечтает разрушить Зелёную стену, захватить Интеграл. И Д-503 интересен ей как строитель Интеграла, будущий член её партии.

Слайд 7

Как представляет себя рассказчик?
Запись 1: «Я, Д-503», строитель «Интеграла», - я только

Как представляет себя рассказчик? Запись 1: «Я, Д-503», строитель «Интеграла», - я
один из математиков Единого Государства».
Запись 8: «Мы – счастливейшие среднее арифметическое…Если они не поймут, что мы несем им математически –безошибочное счастье, наш долг- заставить их быть счастливыми».
Запись 20: «…две чашки весов: на одной грамм, на другой – тонна, на одной – «я», на другой – «Мы», Единое Государство…».
Запись 22: «Мы идем – одно миллионоголовое тело…».

Слайд 8

Какова формула счастья:
1. Сытость: в Едином Государстве есть всё необходимое для

Какова формула счастья: 1. Сытость: в Едином Государстве есть всё необходимое для
жизни- люди, вернее «нумера», не знают страха голода с тех пор, как изобрели нефтяную пищу».
2. Кров – стеклянные, насквозь прозрачные дома
3. Работа во благо Единого Государства
4.Равенство. Каждый имеет право на каждого… «Розовый билет и удостоверение на право штор»
5.«Свобода – главный враг счастливого человека, поэтому свобода выбора сводится к нулю».

Слайд 9

Запись 3: Прежде «…люди жили еще в свободном, то есть неорганизованном, диком

Запись 3: Прежде «…люди жили еще в свободном, то есть неорганизованном, диком
состоянии… люди жили без всякого подобия нашей Скрижали, без обязательных прогулок, без точного урегулирования сроков еды, вставали и ложились спать когда им взбредет в голову… люди жили в состоянии свободы, то есть зверей, обезьян, стада».

Слайд 10

Благодетель = диктатор
Несвобода. Есть только одно право – понести наказание.
Псевдовыборы.
Приговоры и казни

Благодетель = диктатор Несвобода. Есть только одно право – понести наказание. Псевдовыборы.
за непослушание.
Подавление частных интересов.
Тотальный контроль всех сфер жизнедеятельности человека.
Отказ от понятий «личность», «индивидуальность».

Слайд 11

Одна из идей романа – обличение тоталитарного государства

Одна из идей романа – обличение тоталитарного государства

Слайд 12

Человек в тоталитарном государстве

Человек в тоталитарном государстве

Слайд 13

Ангел-хранитель = шпион
Запись 7: «Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах

Ангел-хранитель = шпион Запись 7: «Есть запах ландыша – и есть мерзкий
белены: и то и другое запах. Были шпионы в древнем государстве – есть шпионы у нас… Но ведь ясно же: там шпион – это белена, тут шпион – ландыш».
Помощники Благодетеля = инквизиция
Запись 15: «… глупцы… Сравнивали Операционное с древней инквизицией, но это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга… и разбойника… один – благодетель, другой – преступник».

Слайд 14

Любовь = жестокость
Запись 21: «… я считаю, что самая трудная и высокая

Любовь = жестокость Запись 21: «… я считаю, что самая трудная и
любовь – это жестокость».
Счастье = несвобода
Запись 31: «Ведь все желания – мучительны… И ясно: счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного».
Запись 16: «Крылья – чтоб летать, а нам уже некуда: мы – прилетели, мы – нашли».
Душа = холера
Запись 16: «Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! Этак мы скоро и до холеры дойдем…».

Слайд 15

Благодетель

Запись 25:«Он – новый Иегова… в центре ее… сейчас сядет белый,

Благодетель Запись 25:«Он – новый Иегова… в центре ее… сейчас сядет белый,
мудрый Паук – в белых одеждах Благодетель, мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья».

Слайд 16

«Новая религия» Благодетеля

«Мы» – от Бога; «Я» – от Дьявола.
Христос обращался к

«Новая религия» Благодетеля «Мы» – от Бога; «Я» – от Дьявола. Христос
каждому: возлюби, не укради.
Запись 22: «В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши (хотя и очень несовершенные) предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что – «Мы» – от Бога, а «Я» – от Диавола».
Бог принес себя в жертву ради людского счастья, Благодетель ради этого уничтожает людей.
Запись 9: Древние «…служили своему нелепому, неведомому Богу – мы служим лепому и точнейшим образом ведомому; их Бог не выдумал ничего умнее, как неизвестно почему принести себя в жертву – мы же приносим жертву нашему Богу, Единому Государству – спокойную, обдуманную, разумную жертву».

Слайд 17

«Новая религия» Благодетеля

«Мы» – от Бога; «Я» – от Дьявола.
Запись 36: «…истинная

«Новая религия» Благодетеля «Мы» – от Бога; «Я» – от Дьявола. Запись
алгебраическая любовь к человечеству – непременно бесчеловечна, и непременный признак истины – ее жестокость»
«Помочь» Богу – значит уничтожить свободу, чтобы не было искуса.
Благодетель вознесся над морально-духовными нормами и ценностями человечества. Его «благо» – благо стадной толпы.
Запись 11: «Мы помогли Богу окончательно одолеть Диавола – это ведь он толкнул людей нарушить запрет и вкусить пагубной свободы… а мы сапожищем ему на головку… это охраняет нашу несвободу – то есть наше счастье».

Слайд 18

Герой Д-503

Любовь = рождение души
Запись 16: «Плохо ваше дело! По-видимому, у вас

Герой Д-503 Любовь = рождение души Запись 16: «Плохо ваше дело! По-видимому,
образовалась душа» Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили иногда «душа в душу», «равнодушно», «душегуб», но душа…».
Запись 22: «Вот я – сейчас в ногу со всеми – и все-таки отдельно от всех… Я чувствую себя. Но ведь чувствуют себя, сознают свою индивидуальность – только засоренный глаз,… разве не ясно, что… это болезнь».
Запись 15: «…я знаю, что это (фантазия) у меня есть – что я болен. И знаю еще – не хочется выздороветь».

Слайд 19

Любовь героя

История любви
Д-503 к I-330 является образным воплощением тревоги Е.Замятина

Любовь героя История любви Д-503 к I-330 является образным воплощением тревоги Е.Замятина
о человеке, его надежды, сомнения в светлом будущем.

Слайд 20

Одна из главных идей романа:

Человек должен быть индивидуальностью, без этого он –

Одна из главных идей романа: Человек должен быть индивидуальностью, без этого он
часть коллектива и не способен к творчеству; интеллект без фантазии, без души мертв.
Лишив человека Души (крыльев), лишаешь его возможности творить (летать)
Лишить человека души – значит обесчеловечить его.
Имя файла: Роман-Е.И.-Замятина-Мы-Судьба-личности-в-Тоталитарном-государстве.pptx
Количество просмотров: 67
Количество скачиваний: 1