Серебряный век в литературе

Содержание

Слайд 2

Историко-культурная ситуация в России рубежа веков

Сильная позиция на мировом рынке
Размах деятельности образованных

Историко-культурная ситуация в России рубежа веков Сильная позиция на мировом рынке Размах
купеческих семей
Культурный расцвет

Непоследовательно проводимые властью реформы
Раскол между интеллигенцией и властью, интеллигенцией и церковью, интеллигенцией и народом
Революции, войны.

Слайд 3

Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России

Рождённые в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных

Забыть не в силах ничего.
А.А.Блок

Слайд 4

Философские основы культуры рубежа веков:

Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге.
Без

Философские основы культуры рубежа веков: Главный вопрос – вопрос о Человеке и
веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф.М.Достоевский)
Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М.Горький)
Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (Александр Блок).
Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый)
Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».

Слайд 5

Живопись рубежа веков

В.Серов
«Похищение
Европы»

М.Нестеров
«На земле покой»

М.Врубель
«Сидящий Демон»

Живопись рубежа веков В.Серов «Похищение Европы» М.Нестеров «На земле покой» М.Врубель «Сидящий Демон»

Слайд 6

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»

Так был назван рубеж XIX―XX вв. – время духовного новаторства,

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» Так был назван рубеж XIX―XX вв. – время духовного новаторства,
крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Слайд 7

Сам термин “серебряный век” является весьма условным и охватывает собой явление со

Сам термин “серебряный век” является весьма условным и охватывает собой явление со
спорными очертаниями и неравномерным рельефом.
Серебряный век – период в истории русской культуры с 1890-х по начало 1920-х г.
Первым употребил выражение «серебряный век» поэт и литературный критик Н. А. Оцуп.
Литература «серебряного века» - это символизм и течения, возникшие в диалоге и борьбе с символизмом: акмеизм и футуризм.

Слайд 8

Направления
в литературе

реализм

модернизм

футуризм

акмеизм

имажинизм

символизм

Направления в литературе реализм модернизм футуризм акмеизм имажинизм символизм

Слайд 9

Идейные основы реализма и модернизма

Идейные основы реализма и модернизма

Слайд 10

Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми

Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь «кучке»посвящённых

Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь
литературы.
Вкус к общественности – осознание общественной роли и ответственности писателя.
Историзм: искусство есть отражение эпохи, его правдивое зеркало.
Традиционализм – духовная и эстетическая связь с заветами классики.

Толстой
Лев
Николаевич
1828-1910

Чехов
Антон
Павлович
1860-1904

Слайд 11

Писатели - реалисты

Бунин
Иван
Алексеевич
1870-1953

Куприн
Александр
Иванович
1870-1938

Зайцев
Борис
Константинович
1881-1972

Вересаев
Викентий
Викентьевич
1867-1945

Писатели - реалисты Бунин Иван Алексеевич 1870-1953 Куприн Александр Иванович 1870-1938 Зайцев

Слайд 12

Писатели-реалисты

Максим
Горький
1868-1936

Короленко
Владимир
Галактионович
1853-1921

Андреев
Леонид
Николаевич
1871-1919

Замятин
Евгений
Иванович
1884-1937

Писатели-реалисты Максим Горький 1868-1936 Короленко Владимир Галактионович 1853-1921 Андреев Леонид Николаевич 1871-1919 Замятин Евгений Иванович 1884-1937

Слайд 13

СИМВОЛИЗМ

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России.
«Старшие символисты»:

СИМВОЛИЗМ Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России.
В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб  и др.
В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения: А. Блок, А. Белый, В. Иванов  и др.
«Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Слайд 14

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМА

Символисты придали поэтическому слову
    подвижность и многозначность.    
Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.
Попытались создать новую философию культуры.
Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника.
Сделали искусство более личностным.

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМА Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность. Научили русскую поэзию

Слайд 15

СИМВОЛИСТЫ
.

Брюсов В. Я.

Бальмонт К. Д.

Гиппиус З. Н.

Блок А. А.

Белый

СИМВОЛИСТЫ . Брюсов В. Я. Бальмонт К. Д. Гиппиус З. Н. Блок А. А. Белый А.
А.

Слайд 16

В. Я. БРЮСОВ (1873 – 1924)

Валерий Яковлевич Брюсов 13 декабря 1873г. в купеческой

В. Я. БРЮСОВ (1873 – 1924) Валерий Яковлевич Брюсов 13 декабря 1873г.
семье. В 1893г. поступил и учился на историко-филологическом факультете МУ. В 1884-1895гг. В мае-июне 1902г. путешествовал по Италии.

В 1904 -1908гг. Брюсов – главный инициатор, ведущий автор, руководитель журнала «Весы», основного периодического издания символизма. В 1921г. организовал Высший литературно-художественный институт и до конца жизни был его ректором и профессором. Умер 9 октября 1924г. в Москве.

Слайд 17

Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые

Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой
руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
1895 год

Слайд 18

К. Д. БАЛЬМОНТ (1867 – 1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в деревне Гумнищи Шуйского

К. Д. БАЛЬМОНТ (1867 – 1942) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в деревне
уезда Владимирской губернии, в дворянской семье. В 1887-1889гг. Бальмонт занимался переводами западно-европейских поэтов.

Сборники «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898) – предтечи русского символизма. Славу и признание Бальмонту принесли книги «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь» (1900-1903). Они упрочили авторитет поэта как одного из ведущих поэтов символистского направления. В 1920г. Бальмонт эмигрировал. Умер в 1942г.

Слайд 19

Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи, Я впервые

Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи,
открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я — внезапный излом, Я — играющий гром, Я — прозрачный ручей, Я — для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая —
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя, и в других,
Я — изысканный стих.

Слайд 20

АКМЕИЗМ

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских

АКМЕИЗМ Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина,
течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. 

Слайд 21

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКМЕИЗМА


- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
-

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКМЕИЗМА - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение
отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
- стремление придать слову определенное, точное значение;
- предметность и четкость образов, отточенность деталей;
- обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
- поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
- перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 22

АКМЕИСТЫ

Гумилёв Н.

Ахматова А.

Мандельштам О.

Городецкий С.

АКМЕИСТЫ Гумилёв Н. Ахматова А. Мандельштам О. Городецкий С.

Слайд 23

Н. С. ГУМИЛЕВ (1886 – 1921)

Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886г. в

Н. С. ГУМИЛЕВ (1886 – 1921) Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля
Кронштадте в семье военного корабельного врача. Окончил Царскосельскую гимназию. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1911г. вместе с С. Городецким создал «Цех поэтов».

В 1914г. ушел добровольцем в русскую армию. За храбрость и доблесть был награжден двумя Георгиевскими крестами и произведен в прапорщики. Революционные события 1917г. застали его за границей. В 1918г. вернулся в Петроград, был членом редколлегии «Всемирная литература». 3 августа 1921г. был арестован Петроградской Чрезвычайной комиссией, а 25 августа 1921г. – расстрелян.

Слайд 24

О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ (1891 – 1938)

Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 января 1891г. В

О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ (1891 – 1938) Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 января
петербургской еврейской купеческой семье. С 1900-1907гг. учился в Тенишевском коммерческом училище. После окончания путешествовал по западной Европе. В 1910г. – первая публикация.

В 1911г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Сотрудничал в журналах «Аполлон» и «Гиперборей». В 1913г. – первый сборник стихов «Камень». В 1928г. – второй сборник («Tristia» и стихи 1921-1925гг.). В 30-е гг. – «Воронежский цикл». В мае 1934г. поэт арестован, сослан в Чердынь на Сев. Урале, а затем переведен в Воронеж. В мае 1938г. арестован по нелепому обвинению и отправлен на Колыму, где 27 декабря 1938г. умер.

Слайд 25

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не

Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов
слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы как черви жирны,
А слова как пудовые гири верны –
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей –
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, кует за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз
Что ни казнь у него, то малина
И широкая грудь осетина.
Ноябрь 1933 года

Слайд 26

ФУТУРИЗМ

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в.,

ФУТУРИЗМ Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских
прежде всего в Италии и России.
Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего»
Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. 

Слайд 27

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМА
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМА бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных
создать искусство, устремленное в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; 
культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа.

Слайд 28

ФУТУРИСТЫ

Маяковский В.

Северянин И.

Введенский А.

Хлебников В.

ФУТУРИСТЫ Маяковский В. Северянин И. Введенский А. Хлебников В.

Слайд 29

В. В. МАЯКОВСКИЙ (1893 – 1930)

Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893г. в

В. В. МАЯКОВСКИЙ (1893 – 1930) Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля
Кутаисской губернии, селе Багдади (Грузия) в семье лесничего. В 1901-1906гг. учился в классической гимназии в Кутаиси, затем в 5-ой московской гимназии (1906-1908).

В 1908г. вступил в партию РСДРП(б). Был несколько раз арестован. Поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912г. – впервые опубликованы стихи. В 1913г. вышла книга под названием «Я». В 1918г. организовал группу «Комфут». Умер 14 апреля 1930г. в Москве.

Слайд 30

«Новокрестьянские» поэты:
- Есенин С.А.
- Клюев Н.А.
- Клычков С.А.
-

«Новокрестьянские» поэты: - Есенин С.А. - Клюев Н.А. - Клычков С.А. -
Орешин П.В.
- Ширяевец А.В.
Эго-футуристы:
Олимпов К.К.
Северянин И.

Слайд 31

Иманжинизм

Имажини́зм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что

Иманжинизм Имажини́зм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого
цель творчества состоит в создании образа.
Имажинисты:
Грузинов И.В.
Есенин С.А.
Мариенгоф А.Б.
Рюрик Ивнев
Шершеневич В.Г.

Слайд 32

Сатирическая литература («сатириконцы»)

- Аверченков А.Т.
Агнивцев Н.А.
Доктор Фрикен
Дон Аминадо
Тэффи
Черный Саша

Сатирическая литература («сатириконцы») - Аверченков А.Т. Агнивцев Н.А. Доктор Фрикен Дон Аминадо Тэффи Черный Саша

Слайд 33

Писатели , не входившие в литературные группировки:

- Анненский А.Т.
Амфитеатров А.В.
Волошин М.А.
Пастернак Б.Л.
Розанов

Писатели , не входившие в литературные группировки: - Анненский А.Т. Амфитеатров А.В.
В.В.
Садовский Б.А.
Слезкин Ю.Л.
Ходасевич В.Ф.
Цветаева М.И.
Черубина де Габриак
Чулков Г.И.

Слайд 34

Русская поэзия “серебряного века” явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи

Русская поэзия “серебряного века” явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи
редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.

Слайд 35

Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они сквозь перипетии

Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они сквозь перипетии
революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, за стенки ЧК, через ошибки и заблуждения пронесли чувство Родины, незыблемую веру в то, что «Россия будет великой». Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным, хоть и трудным, знакомство и изучение этого богатого и многообразного периода.

Слайд 36

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

http://slova.org.ru/n/simvolizm/
http://www.abc-people.com/typework/literature/rus/silver.htm
http://slova.org.ru/n/futurizm/
http://slova.org.ru/n/akmeizm/
http://shpors.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=684:----q-q---&catid=10
Юрьева О. Ю. Серебряный век русской поэзии: Учебное пособие. – Иркутск:

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://slova.org.ru/n/simvolizm/ http://www.abc-people.com/typework/literature/rus/silver.htm http://slova.org.ru/n/futurizm/ http://slova.org.ru/n/akmeizm/ http://shpors.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=684:----q-q---&catid=10 Юрьева О. Ю. Серебряный век
Изд-во Иркут. Гос. Ун-та, 2001.