Слово о полку Игореве - величайший памятник древнерусской литературы

Содержание

Слайд 2

История открытия „Слова..."

В начале 90-х годов XVIII столетия А. И. Мусин-Пушкин, знаток

История открытия „Слова..." В начале 90-х годов XVIII столетия А. И. Мусин-Пушкин,
русской древности, приобрёл в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник.
В этой книге среди других текстов он обнаружил великолепный памятник древнерусской литературы.

Слайд 3

В 1800 году поэма была издана.
Чудесная находка вызвала большой интерес. В

В 1800 году поэма была издана. Чудесная находка вызвала большой интерес. В
1812 году, во время пожара Москвы, редкостная книга, принадлежавшая Мусину-Пушкину, к несчастью, сгорела.
Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия «Слова...», выполненная для Екатерины II.

Слайд 4

Историческая основа поэмы

«Слово о полку Игореве» рассказывает
о походе на половцев князя

Историческая основа поэмы «Слово о полку Игореве» рассказывает о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского.
Игоря Новгород-Северского.

Слайд 5

В 70-х годах XII века участились половецкие набеги па Русь, они превратились

В 70-х годах XII века участились половецкие набеги па Русь, они превратились
в «рать без перерыва». Перед лицом грозной опасности удельные князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников.

Слайд 6

В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим

В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим
ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей.

Слайд 7

В 1185 году против кочевников выступил двоюродный брат киевского князя —

В 1185 году против кочевников выступил двоюродный брат киевского князя — Игорь
Игорь Новгород-Северский.
Он двинулся на половцев с небольшим войском. Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину. Сам предводитель похода был взят в плен. Осмелевшие кочевники, которым Игорь, по словам летописца, «отворил ворота», вновь напали на Русскую землю, предавая её огню и мечу.

Слайд 8

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаём об этом из двух

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаём об этом из двух
древних летописей — Лаврентьевской и Ипатьевской.
Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.
В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения. Князь вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах, причинил много страданий Русской земле.

Слайд 9

Сравнение повествования о походе князя Игоря в Ипатьевской летописи и в «Слове»

Сравнение повествования о походе князя Игоря в Ипатьевской летописи и в «Слове»

Слайд 10

Сюжет и композиция „Слова..."

В построении художественного произведения раскрывается авторский замысел.
«Слово...» состоит

Сюжет и композиция „Слова..." В построении художественного произведения раскрывается авторский замысел. «Слово...»
из вступления, трёх частей и концовки.

Слайд 11

Вступление

Автор вспоминает вещего певца Бояна.
Прославляя воинские подвиги русских князей, Боян

Вступление Автор вспоминает вещего певца Бояна. Прославляя воинские подвиги русских князей, Боян
мыслью уносился под облака.
Создатель «Слова…» не хочет, подобно Бояну, предаваться безудержному полёту пылкой фантазии.
Он подчиняет изложение событий своему замыслу, стремясь рассказать людям суровую правду.

Слайд 12

В первой части «Слова...»

изображены две битвы Игоревой дружины с половцами. Русские

В первой части «Слова...» изображены две битвы Игоревой дружины с половцами. Русские
разбили половцев:
«Съ зарания
въ пятокъ потопташа
поганыя плъкы половецкыя...»
(«Рано утром в пятницу
они смяли поганые
половецкие полки...»).

Слайд 13

Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину

Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные
главные силы половцев.
Описание кровопролитного сражения:
«С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленыя, гримлют сабли о шеломы, трещат копиа харалужныя в поло незнаеме, среди земли Половецкыи. Чръна земля под копыты костьми было посеяна, а кровию польяна...».

Слайд 14

Грозный шум битвы, ожесточение боя. Стойко сражаются русские воины. Тщетны, однако, богатырские

Грозный шум битвы, ожесточение боя. Стойко сражаются русские воины. Тщетны, однако, богатырские
усилия русских витязей: под натиском громадного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен.

Слайд 15

Вторая часть «Слова...»

переносит читателя в Киев. Показан киевский князь Святослав -

Вторая часть «Слова...» переносит читателя в Киев. Показан киевский князь Святослав -
умудрённый опытом полководец и государственный деятель.

Слайд 16

Горько сетует Святослав на своих младших двоюродных братьев — Игоря и Всеволода.

Горько сетует Святослав на своих младших двоюродных братьев — Игоря и Всеволода.
Эти отважные, но безрассудные военачальники решили: «Будем мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим!»

Великое горе принёс родине их необдуманный поход. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чём не повинные русские люди.

Слайд 17

К «золотому слову» Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси- присоединяет

К «золотому слову» Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси- присоединяет
свой голос автор поэмы.

Обращаясь к удельным князьям – Всеволоду Суздальскому, Галицкому Ярославу и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича», «загородить степи (половецкой) ворота своими острыми стрелами».

Слайд 18

Третья часть поэмы

«Плач Ярославны»
Евфросиния Ярославна горестно причитает в Путивле на крепостной

Третья часть поэмы «Плач Ярославны» Евфросиния Ярославна горестно причитает в Путивле на
стене, оплакивая мужа; она обращается к всемогущим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на Русскую землю.
Будто услышав мольбы Ярославны, Игорь бежит из плена.
Поняв свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу.
Финал (концовка) поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу.

Слайд 19

Расположение частей «Слова...» строго продумано. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем

Расположение частей «Слова...» строго продумано. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем
объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.

Слайд 20

Персонажи „Слова..."

Киевский князь Святослав- безупречный положительный герой, человек глубокого ума. В его

Персонажи „Слова..." Киевский князь Святослав- безупречный положительный герой, человек глубокого ума. В
уста поэт вложил свою заветную мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты.

Игорь Новгород-Северский любит родину, он смелый, неустрашимый военачальник. Со своими дружинниками он связан крепкой дружбой. В битве с половцами князь, как и его воины, проявляет выдержку и упорство.
Игорь — благородный человек. Воинская честь и чувство личной привязанности не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода; выручая своего родича и соратника, он сам попадает в плен.
Поход Игоря был вызван не только стремлением защитить Русскую землю от половцев, но и жаждой личной славы.

Всеволод- храбрый витязь. Он сражается как настоящий былинный богатырь. В пылу битвы брат Игоря забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице, не дорожит он и своей жизнью.

Слайд 21

Обаятелен образ нежной и верной жены Игоря — Ярославны. Её переживания раскрываются

Обаятелен образ нежной и верной жены Игоря — Ярославны. Её переживания раскрываются
в монологе-плаче. Здесь и заклинание стихийных сил природы, и мольба о помощи, и тоска о милом сердцу человеке. По глубине чувства, по задушевности в мелодичности плач близок к лирической народной песне. В плаче Ярославны выражена скорбь тысяч женщин Руси, чья мирная жизнь, счастье, любовь нарушались ужасами войны. Тоскуя о любимом муже, она сокрушается и о его храбрых воинах — стойких защитниках родины.

Слайд 22

Русская дружина

Храбрая русская дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь

Русская дружина Храбрая русская дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь
тогда прекратился ожесточённый бой, когда «кровавого вина не доста» (то есть некому стало проливать кровь). Автор укоряет Игоря за то, что он «погубил богатство» и оставил «русское золото» (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой. Не случайно в конце поэмы воздаётся слава безымянным героям — дружинникам Игорю и Всеволоду.

Слайд 23

Природа в «Слове...»

В развитии событий «Слова...» деятельную роль играет природа. Она

Природа в «Слове...» В развитии событий «Слова...» деятельную роль играет природа. Она
– живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с действующими лицами поэмы, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей, проникнуты любовью автора к родине.

Слайд 24

Образ родины
Величественный образ Руси. Он объемлет собой и родную природу — поля,

Образ родины Величественный образ Руси. Он объемлет собой и родную природу —
леса, степные просторы, и русских людей, и созданные их неустанным трудом села и города.
Образ родины в «Слове...» неразрывно связан с раздумьями поэта о её суровой и славной история, о её настоящем и будущем.

Слайд 25

Жанр и поэтический язык „Слова..."

Рассказ о событиях переплетается в поэме с лирическими

Жанр и поэтический язык „Слова..." Рассказ о событиях переплетается в поэме с
отступлениями.
Это сочетание непосредственного выражения авторских чувств и мыслей (как в лирическом произведении) с изображением событий и характеров (как в эпосе) позволяет отнести «Слово...» к жанру лиро-эпической поэмы.
Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в «Слове...», соответствует поэтический язык памятника. Создатель поэмы творчески воспользовался достижениями современной ему книжной литературы и с большим мастерством применил образные средства устной народной поэзии, близкой ему по духу.

Слайд 26

Поэтический язык „Слова..."

В тексте произведения неоднократно встречаются народно - поэтические сравнения:

Поэтический язык „Слова..." В тексте произведения неоднократно встречаются народно - поэтические сравнения:
битвы — с посевом, который печалью всходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам-сватам недостает кровавого вина.
Из народного творчества поэт заимствовал уподобление людей и явлений человеческой жизни явлениям природы.

Слайд 27

Поэтический язык „Слова..."


В языке произведения много постоянных эпитетов, характерных для

Поэтический язык „Слова..." В языке произведения много постоянных эпитетов, характерных для устного
устного народного творчества: «серый волк», «сизый орел», «борзые кони», «чистое поле», «черная земля», «зеленая трапа», «светлое солнце».

Слайд 28

Старинные народно - поэтические эпитеты характеризуют изображаемый предмет (или явление), приписывая ему

Старинные народно - поэтические эпитеты характеризуют изображаемый предмет (или явление), приписывая ему
одно и то же свойство.
Автор «Слова...» уже не довольствуется только постоянными эпитетами. В предметах и явлениях он умеет подмечать различные свойства и выражать их разнообразными художественными определениями. Не случайно, мы встречаем в поэме такие эпитеты, как «вспугнутые лебеди» (в старинной народной поэзии обычно употреблялось определение «белые лебеди»), «серебряные берега» (в творчестве народных сказителей — «крутые берега») и т. п.

Слайд 29

Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев.

Строгая,

Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Строгая,
точная повествовательная манера летописи сочетается в «Слове…» с взволнованными восклицаниями, риторическими вопросами, повторами: «О Русская земле! уже за шеломянем еси!» («О Русская земля! ты уже за холмом!»), обращениями: «Великый княже Всеволоде! Не мысляю ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти?» («Великий князь Всеволод! Разве нет у тебя в мыслях прилететь издалека — поберечь отцовский золотой стол?»).

Слайд 30

В рассказ о событиях включены речи (монологи) и разговоры (диалоги) действующих

В рассказ о событиях включены речи (монологи) и разговоры (диалоги) действующих лиц.
лиц. В некоторых местах «Слова...» будто звучит трогательная народная песня (вспомним плач Ярославны).

Слайд 31

Идея „Слова..."

«Слово о полку Игореве» — поэтическое обобщение чувств и стремлений народа

Идея „Слова..." «Слово о полку Игореве» — поэтическое обобщение чувств и стремлений
Руси, воспринявшего поход Новгород-Северского князя как событие общегосударственной значимости.
Произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли. И разгром Игорева войска, и тяжкие беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горе Ярославны, и раскаяние Игоря — всё это изображено с целью убедить русичей, что единение общих сил необходимо.
Автор поэмы уверен, что сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем, сможет дать могучий отпор врагу.

Слайд 32

Значение « Слова о полку Игореве»

«Слово...» свидетельствует о том, что накануне монголо-татарского

Значение « Слова о полку Игореве» «Слово...» свидетельствует о том, что накануне
нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт.
В самом начале XV века «Слово...» послужило литературным образцом для создания «Задонщины», небольшого поэтического произведения, посвящённого прославлению победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, за Доном.

Слайд 33

«Слово...» вдохновляло писателей, поэтов, композиторов

Писатели и поэты XIX века ( И. Козлов,

«Слово...» вдохновляло писателей, поэтов, композиторов Писатели и поэты XIX века ( И.
В. Жуковский, А. Майков);
XX века( И. Новиков,
Н. Заболоцкий и другие)
создали многочисленные переводы и переложения «Слова...».
Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях русских художников: В. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха, В. Фаворского.

Слайд 34

Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов

Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов
«Слова о полку Игореве». А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных «Слову». В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную «Энциклопедию «Слова о полку Игореве». Мотивы «Слова» можно найти у русских поэтов от Пушкина и Рылеева».

Слайд 35

«Автор «Слова о полку Игореве» - это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний,

«Автор «Слова о полку Игореве» - это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний,
покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков.
Пять тысяч книг и исследовательских статей XIX—XX веков посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намёков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого учёного трактата, этого страстного патриотического призыва к единству».
Имя файла: Слово-о-полку-Игореве---величайший-памятник-древнерусской-литературы.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0