Стихотворение Няне поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями

Содержание

Слайд 2

Яковлева
Арина
Родионовна
(няня А.С.Пушкина)

Яковлева Арина Родионовна (няня А.С.Пушкина)

Слайд 7

Мастерица ведь была И откуда что брала! А куды разумны шутки, Приговорки, прибаутки. Небылицы, былины Православной старины…

Мастерица ведь была И откуда что брала! А куды разумны шутки, Приговорки,

Слайд 8

Послание - стихотворный жанр, обращение к какому-либо лицу

Род произведения - лирика
Лирический герой

Послание - стихотворный жанр, обращение к какому-либо лицу Род произведения - лирика
– личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении

Слайд 9

Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие
(«Словарь русского языка» С.И.Ожегова, стр.

Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, стр.
677).

Голубка – ласковое обращение к женщине (стр.118).

Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости (стр. 156).

Светлица – светлая парадная комната в доме (стр. 610).

Воро′ты - устаревшая форма существительного «ворота».

Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать
(стр. 691).

Всечасно (теснят грудь) – постоянно

Слайд 10

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

-обращение
лирического
героя к няне

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! -обращение лирического героя к няне

Слайд 11

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

– строки рисуют

Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. – строки
забытый домик
в глуши сосновых
лесов

Слайд 12

Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы

Ты под окном своей светлицы Горюешь будто на часах, И медлят поминутно
в
Твоих наморщенных руках.

-представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Слайд 13

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:

-кажется, няня подошла к

Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: -кажется, няня подошла к
воротам и напряженно смотрит вдаль;
-словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.

Слайд 14

Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь

– в душе её беспокойство о

Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь – в душе её беспокойство
нём, о воспитаннике,
горестные
предчувствия.

Слайд 15

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых
ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

обращение лирического
героя к няне

забытый домик в глуши сосновых лесов

лирический герой словно
видит няню, угадывает
её переживания

душевное беспокойство
няни о своём
воспитаннике

«Няне» 1826 г

Композиция - построение художественного произведения.

Слайд 16

 
Эпитет — слово или целое выражение, которое, приобретает некоторое новое значение или смысловой

Эпитет — слово или целое выражение, которое, приобретает некоторое новое значение или
оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность
  Метафора-перенесение свойств одного предмета на другой, например по сходству.
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.

Игра «Литературные исследователи» (записать в тетрадь и выучить. Найти и выписать из текста примеры к этим средствам художественной выразительности)