Творчество художника- передвижника Васнецова Виктора Михайловича (1848-1926)

Содержание

Слайд 2

Васнецов Виктор Михайлович

Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял (ныне

Васнецов Виктор Михайлович Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял
— в Уржумском районе Кировской области) в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.

Богатырь русской живописи

Слайд 3

Все его деды и прадеды были священниками. Спустя два года после рождения

Все его деды и прадеды были священниками. Спустя два года после рождения
сына отец Михаил получил новый приход – в селе Рябово, куда и перевез семью. В Рябове прошло детство будущего художника. У Виктора было пять братьев, один из ник, Апполинарий, впоследствии тоже стал выдающимся живописцем.

Слайд 4

Отец Михайл с пониманием относился к рано проявившемя увлечениям сына,но финансовое положение

Отец Михайл с пониманием относился к рано проявившемя увлечениям сына,но финансовое положение
семьи не оставляло вариантов – Виктору в десятилетнем возрасте пришлось поступить в Вятское духовное училище, а спустя четыре года, в 18862 году, в Вятскую духовную семинарию.

Слайд 5

Семинарию Васнецов не закончил, уйдя с последнего курса. С благословения отца отправился

Семинарию Васнецов не закончил, уйдя с последнего курса. С благословения отца отправился
в Петербург поступать в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем — в Академии художеств (1868—1875). Получал серебряные медали ИАХ: две малые (1869) и большую (1870)

Слайд 6

После окончания академии художник уехал за границу. Там продолжил писать, участвовал в

После окончания академии художник уехал за границу. Там продолжил писать, участвовал в
выставках и салонах. Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.
Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

Слайд 7

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок
Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

Слайд 8

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек
в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.
В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

Слайд 9

Фасад московской Третьяковской галереи, выполненный по эскизам В. Васнецова

Фасад московской Третьяковской галереи, выполненный по эскизам В. Васнецова

Слайд 10

До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В

До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В
1898 году он закончил полотно «Богатыри», над которым работал 25 лет.

Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Слайд 11

Знаменитые работы

С квартиры на квартиру (1876)
Холст, масло. 54 x 67 см. Третьяковская

Знаменитые работы С квартиры на квартиру (1876) Холст, масло. 54 x 67
галерея, Москва, Россия

Особый успех выпал на долю картины "С квартиры на квартиру", над которой художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей.

Слайд 12

После побоища Игоря Святославича с половцами

(1880)
205х390 см
Государственная Третьяковская галерея,Москва

После побоища Игоря Святославича с половцами (1880) 205х390 см Государственная Третьяковская галерея,Москва

Слайд 13

Алёнушка (1881)

Холст, масло. 121 x 173 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

В 1881

Алёнушка (1881) Холст, масло. 121 x 173 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
году в Абрамцеве, имении русского мецената Саввы Мамонтова под Москвой, Васнецов написал одно из лучших своих произведений - "Аленушка" - на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд - все говорит о тоске и горе Аленушки.

Слайд 14

Витязь на распутье (1882)

Холст, масло. 167х299 см, ГРМ.

"Противоположения жанра и истории,

Витязь на распутье (1882) Холст, масло. 167х299 см, ГРМ. "Противоположения жанра и
- писал В.Васнецов, - в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило... Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".

Слайд 15

Богатыри (1898)

Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Богатыри (1898) Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", - выразил общее мнение В. В. Стасов. Сравнивая "Бурлаков" Репина с "Богатырями", Стасов писал: "И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетенная и еще затоптанная... а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа".

Слайд 16

Шедевр

Шедевр

Слайд 20

Стиль и техника

Жанровые картины

Жанровой живописью Васнецов увлекся ещё в юности –вспомнив, что

Стиль и техника Жанровые картины Жанровой живописью Васнецов увлекся ещё в юности
и поступать в Академию художеств . В Академии жанровая живопись для него стала своеобразной отдушиной – создавая подобные работы, он отдыхал от академических заданий.

Слайд 21

Портреты

Васнецов был выдающимся портретистом, хотя жанр портрета нельзя назвать основным. В сущности

Портреты Васнецов был выдающимся портретистом, хотя жанр портрета нельзя назвать основным. В сущности портреты, особенно женские.
портреты, особенно женские.

Слайд 22

Поэма семи сказок

Сказочные произведения Васнецова – не иллюстрация к устному народному творчеству,

Поэма семи сказок Сказочные произведения Васнецова – не иллюстрация к устному народному
а акт поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности.

Слайд 23

Богатырская тема

Эта тема- важнейшая для Васнецова, он не оставлял её всю жизнь.

Богатырская тема Эта тема- важнейшая для Васнецова, он не оставлял её всю
Его и самого, обыгрывая приверженность к богатырским образам называли истинным богатырем национальной живописи