Особенности поэзии ХХ века

Содержание

Слайд 2

Модернизм

Модернизм - идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала

Модернизм Модернизм - идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала
20 века, для которого характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений. Данное направление пришло на смену реализму и стало предшественником постмодернизма, завершающий этап его развития датируется 30-ми годами ХХ века.
Главной особенностью данного направления является полная смена классического восприятия картины мира: авторы больше не являются носителями абсолютной истины и готовых концепций, а напротив демонстрируют их относительность. Линейность повествования исчезает, сменяясь хаотичным, обрывочным, раздробленным на части и эпизоды сюжетом, часто подаваемым от лица сразу нескольких персонажей, которые могут иметь совершенно противоположные взгляды на происходящие события.

Слайд 3

Модернизм в свою очередь разветвлялся на несколько направлений, таких как:

Символизм
Акмеизм
Футуризм
Имажинизм
Экспрессионизм
Сюрреализм

Модернизм в свою очередь разветвлялся на несколько направлений, таких как: Символизм Акмеизм Футуризм Имажинизм Экспрессионизм Сюрреализм

Слайд 4

Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе

Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе
связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme». Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма.
Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием французских писателей и поэтов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.

Слайд 5

Основные черты русского символизма:

концепция двоемирия, то есть признание существования двух миров: реального

Основные черты русского символизма: концепция двоемирия, то есть признание существования двух миров:
и идеального;
стремление постичь тайны идеального мира с помощью мистики;
представление о том, что постичь высшую реальность в состоянии только избранные;
отражение идеальных сущностью с помощью символов;
многоплановость содержания;
музыкальность и звукопись;
давление формы над содержанием (искусство ради искусства);
экспериментаторство (поиск новых форм);
мифотворчество.
Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.

Слайд 6

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но
использовались и другие:
эпические (рассказ, новелла, сказка, повесть);
лироэпические (поэма);
драматические (трагедия, драма).

Слайд 7

Акмеизм

Среди всех направлений в поэзии Серебряного века особое место занимает акмеизм. И

Акмеизм Среди всех направлений в поэзии Серебряного века особое место занимает акмеизм.
не только потому, что это литературное направление объединило выдающихся русских поэтов рубежа веков, – известными именами может «похвастаться» любое из течений модернизма в русской литературе. Поэзия акмеистов замечательна тем, что она «преодолела символизм» и вернулась к точному и ясному слову, достигла сдержанности и лаконичности стиля, строгости и стройности поэтической структуры. В стихах представителей этого течения, особенно Анны Ахматовой, получило необычайное расширение смысловое пространство текста. Сказано очень мало, но то, что угадывается за живописными деталями, что скрыто между строк, так обширно по своему содержанию, по вызываемым чувствам и эмоциям, что читатель замирает в изумлении и восхищении.

Слайд 8

Ярким примером может послужить стихотворение Анны Ахматовой «Песня последней встречи» (1911).
Казалось

Ярким примером может послужить стихотворение Анны Ахматовой «Песня последней встречи» (1911). Казалось
бы, чёткое и ясное предметное изображение, но сколько ассоциаций вызывает эта краткость, как много не выражено словесно, но угадывается, додумывается. Это – акмеизм.

Слайд 9

Акмеизм как литературное направление

Акмеизм возник в противовес символизму и, можно сказать, в

Акмеизм как литературное направление Акмеизм возник в противовес символизму и, можно сказать,
недрах символизма, потому что молодые будущие поэты-акмеисты учились у символистов стихотворной технике. Они читали свои стихи в «башне» В. Иванова, выслушивали критические замечания старших коллег и поначалу не думали о том, что образуют новое литературное направление. Но неприятие символистских теорий сначала объединило их в «кружок молодых», а затем они вообще отделились от символистов и организовали «Цех поэтов», начали издавать свой журнал «Гиперборей». Именно там они печатали свои статьи о новом литературном течении, свои стихи. На одном из заседаний «Цеха поэтов» в 1912 году и было решено объявить о создании нового поэтического течения. Из двух предложенных названий – акмеизм и адамизм – прижилось первое. В его основе лежит древнегреческое слово, означающее «вершина, высшая степень чего-либо». Такой вершиной акмеисты считали своё творчество.
Акмеистами были такие поэты, как Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Михаил Лозинский, Владимир Нарбут и др.
Это литературное течение просуществовало недолго, так как детально разработанной философско-эстетической программы не было создано, да и рамки единого поэтического направления оказались тесны для таких талантливых поэтов, какими были Гумилёв, Ахматова, Мандельштам. К началу Первой мировой войны произошёл раскол акмеизма, и хотя затем предпринимались попытки возродить объединение (в 1916 году второй «Цех поэтов», в 1920 – третий), акмеизм так и не стал ведущим поэтическим направлением.

Слайд 10

Особенности акмеизма

возврат к первичному значению слова, к ясности и точности образов;
изображение

Особенности акмеизма возврат к первичному значению слова, к ясности и точности образов;
реального предметного мира, отказ от мистичности и туманности символизма;
увлечение предметностью, внимание к деталям;
стилистическое равновесие, отточенность композиции; обращение к прошлым культурным эпохам, восприятие мировой культуры как общей памяти человечества;
проповедь «земного» мироощущения, поэтизация мира первозданной природы.

Слайд 11

Футуризм в литературе

Футуризм в литературе — это итальянское авангардное движение, начатое в

Футуризм в литературе Футуризм в литературе — это итальянское авангардное движение, начатое
1909 году, которое придавало особое значение динамизму современного мира, оригинальности и новаторству.
Футуризм отрицал традиции, призывал к конфликтам и насилию, а также к разрушению культурных учреждений (музеев, библиотек). Футуристы отказались от искусства прошлого, чтобы открыть новую эпоху, они воспевали перемены, отрицая традиции.
Основателем футуризма считается итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876–1944).

Слайд 12

Русский футуризм зародился в России как восстание против символизма (подобно итальянскому). Русские

Русский футуризм зародился в России как восстание против символизма (подобно итальянскому). Русские
футуристы разделились на два направления: кубофутуризм и эгофутуризм.
Кубофутуризм призывал расширять язык произвольными и производными словами. Основными представителями кубофутуризма были поэты Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.
Одной из самых известных футуристических литературных групп была "Центрифуга". Она существовала в Москве на протяжении нескольких лет (1914–1922 гг.), её членов считали больше кубофутуристами (Б. Л. Пастернак, С. П. Бобров и др.).
Эгофутуризм уделял внимание городским образам, экспериментам в рифмах, эксцентричным и новым словам. Эгофутуристов больше интересовало интенсивное исследование своего "я". Эти поэты использовали менее строгий метод экспериментирования (типографически).
Среди поэтов эгофутуристов есть такие имена, как: Василиск Гнедов, Игорь Северянин, Константин Олимпов.

Слайд 13

Особенности футуризма:

стремление сформировать "заумный язык" (слова не имели определённого значения);
в словах чувствуется

Особенности футуризма: стремление сформировать "заумный язык" (слова не имели определённого значения); в
бунт и анархическое мировоззрение;
отказ от правил и обычаев, культурных традиций для создания искусства будущего;
попытки с новыми рифмами и ритмами, они отрицали установленные правила стихотворной речи.
Имя файла: Особенности-поэзии-ХХ-века.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0