Слайд 2СОЗДАТЕЛЬ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Величайшим представителем всей русской критики 19 века считается Виссарион
Григорьевич Белинский (1811—1848). Именно он является подлинным создателем русской литературной критической мысли.
В. Г. Белинский выступил универсальным и оригинальным критиком, поднявшим русскую критику на небывалую до этого высоту. Он отличался независимостью взглядов, идейной принципиальностью, горячей полемичностью, за что и получил прозвание «Неистовый Виссарион». Принципиальность литературных воззрений писателя подтверждает и то, что произведения одних и тех же авторы могли получить у него различную оценку.
Слайд 3В ТВОРЧЕСТВЕ КРИТИКА ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ 3 ПЕРИОДА:
«телескопский» период (1834 – 1836), когда он работал
в изданиях Надеждина «Телескоп» и «Молва»;
период «примирения с действительностью» (1837 – осень 1840), самая мрачная пора в жизни критика, в это время критик был увлечен идеями Гегеля;
«петербургский» период (1841 – 1848), время своеобразного подведения итогов, осмысления путей русской культуры и утверждение реализма как ведущего жанра в русской литературе
Слайд 4«ТЕЛЕСКОПСКИЙ» ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ В.Г.БЕЛИНСКОГО
В 1834 году, выступив с циклом статей «Литературные
мечтания», критик воскликнул: «У нас нет литературы!»
В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) критик подразделяет поэзию на два вида – реальную и идеальную.
Белинский-критик выводит свои критерии оценки уровня художественного произведения:
народность
«простота вымысла»
«совершенная истина жизни»
«оригинальность»
Слайд 5КРИЗИС БЕЛИНСКОГО — «ПРИМИРЕНИЕ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ»
Кризис был вызван тяжелой общественно-политической обстановкой и материальной
нуждой
Статьи «Неистового Виссариона» выходят в «Московском наблюдателе» и «Отечественных записках»
Критика интересует проблема личности, «отпавшей» от общества и отвергающей окружающего его действительность – т.н. «героя времени», больше рефлексирующего, чем делающего
Размышляя над сущностью комедии «Горе от ума» критик формулирует мысль о гармонической взаимосвязи формы и содержания
Слайд 6«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД» В ЖИЗНИ КРИТИКА
В статье «Стихотворения М. Лермонтова» (1841) критик выводит
на первый план личность. Белинский ставит проблему лирического героя как носителя субъективной картины мира
Провозглашая новые идеалы, автор говорит о необходимости согласования творческой свободы художника со «служением современности»
Преодоление духовного кризиса периода «примирения» заканчивается обоснованием Белинским идей «натуральной школы»
Основные принципы творчества писателей «натуральной школы»:
реалистическое изображение действительности
объективность авторского взгляда
гуманизм