Васнецов Апполинарий Михайлович (1856-1933)

Содержание

Слайд 2

Таких удивительных художников, как Аполлинарий Васнецов, наберется немного среди всех живописцев конца

Таких удивительных художников, как Аполлинарий Васнецов, наберется немного среди всех живописцев конца
XIX – начала XX века. Он вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву.

Александр Бенуа говорил о нем: «Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Прелестен был и его «сибирский» говор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей»

Слайд 3

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не
был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Он не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и др.

Слайд 4

Молодого художника интересует прежде всего пейзаж. Первым свидетельством преодоления ученического уровня и

Молодого художника интересует прежде всего пейзаж. Первым свидетельством преодоления ученического уровня и
признания молодого художника стало приобретение Павлом Третьяковым с IX выставки Товарищества передвижных художественных выставок картины «Серенький день» (1883). Мягкая гамма сближенных зеленовато-серых тонов хорошо передает световоздушную среду, глубину пейзажного пространства и состояние пасмурного дождливого дня на берегу Финского залива.

Серый день (Серенький денек). 1883 Холст, масло. 54 x 89 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 5

Постепенно в его работах все яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они

Постепенно в его работах все яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они
проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. В изображении обычного вида русской природы с полями, домиками крестьян и сельской церквушкой живописец сумел выразить сложную идею времени. Он показал одновременно и убогость, и значительность жизни крестьян на этих просторах.

Родина. 1886 Холст, масло. 49 x 73 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 6

В 1890-1891 годах Аполлинарий Васнецов совершил первые поездки на Урал, которые дали

В 1890-1891 годах Аполлинарий Васнецов совершил первые поездки на Урал, которые дали
ему богатейший материал для творчества. Причину удачи уральского цикла Васнецова можно объяснить, прежде всего, тем, что природа эта оказалась ему родственной.

Сам он писал: «Я поехал в 1890 году на Северный Урал к горе Благодать. Знакомые картины моего детства ожили передо мною, переродившись в меланхолический суровый пейзаж. Характер Урала и его природа очень мне напоминали вятский край, те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса - щетина тайги по хребтам гор, вместо одиночек елей - гигантские кедры. Потому-то, вероятно, я несколько лет и делал, что писал уральские пейзажи».

Слайд 7

С большой высоты развернута широкая панорама сибирских просторов. Полноводная, величавая река плавно

С большой высоты развернута широкая панорама сибирских просторов. Полноводная, величавая река плавно
уходит в пропадающую за горизонтом даль. В ее спокойных, ничем не затуманенных светлых водах отражается светло-голубое небо и розовые облака, озаренные отблесками заката. Емкую характеристику дал этому циклу в свое время Александр Бенуа, который писал о монументальных полотнах Аполлинария Васнецова: «Первобытной, таинственной свежестью дышат его далекие тайги, тонущие в щемяще грустном вечернем зареве или в сырых, холодных фантастических туманах. Далекие полчища сосновых лесов, широкие, могучие, холодные сибирские реки, плавно перетекающие между ними, тяжелые очертания уральских гор - объяты широким эпическим духом». Лучше не скажешь! 1890-е годы были для Аполлинария Васнецова звездным часом. В своем творческом росте он достиг вершин. 

Слайд 8

Северный край. 1899

Северный край. 1899

Слайд 9

1890-е годы были для Аполлинария Васнецова звездным часом.
Широк и разнообразен круг

1890-е годы были для Аполлинария Васнецова звездным часом. Широк и разнообразен круг
его увлечений: в эти годы он создал лучшие свои пейзажи, совершил путешествия в Крым, на Кавказ и по Европе, написал множество этюдов, начал работать в области иллюстрации и театрально-декорационной живописи, приступил к разработке темы старой Москвы.

Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903 Бумага на картоне, акварель, уголь. 46 x 60 см Государственный Исторический музей, Москва

Слайд 10

В 1901 – 1918 гг. Васнецов Аполлинарий Михайлович, уже академик, руководит классом

В 1901 – 1918 гг. Васнецов Аполлинарий Михайлович, уже академик, руководит классом
ваяния и живописи в Москве. По произведениям художника можно изучать, как менялась Москва от века к веку.
Он работает маслом, пишет акварели, делает наброски карандашом, глубоко изучает работы историка Москвы И. Забелина. Вникает в научные работы В. О. Ключевского. Имея такие глубокие знания
и творческую фантазию, художник достигает все более полной достоверности в своих картинах.
Спустя двенадцать лет, в 1925 году, уже немолодой художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни старой
Москвы, пишет большую картину
«Красная площадь во второй половине XVII века».
Изображенное в картине состояние природы в яркий солнечный день помогает создать праздничный образ Москвы, выразить патриотические настроения и надежды художника.

Слайд 11

Красная площадь во второй половине XVII века. 1925 Холст, масло. 122 x 177

Красная площадь во второй половине XVII века. 1925 Холст, масло. 122 x
см Музей истории и реконструкции города Москвы

Слайд 12

Второй цикл составляют графические произведения
Аполлинария Васнецова, посвященные реконструкции облика древней Москвы.

Второй цикл составляют графические произведения Аполлинария Васнецова, посвященные реконструкции облика древней Москвы.
Основная их часть создана в 1920-е годы для
Музея истории и реконструкции Москвы.
Это небольшие по размерам работы, для которых художник использовал особую технику:
карандаш, уголь, акварель, белила на бумажной основе.
Очень много (около ста двадцати картин) посвятил
Аполлинарий Васнецов Москве. И почти на всех его работах присутствует Кремль в разное время и в разных видах. Везде видна динамика его изменений.

Слайд 13

Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926 Бумага, акварель, уголь. 45

Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926 Бумага, акварель, уголь.
x 60 см Музей истории и реконструкции города Москвы
Имя файла: Васнецов-Апполинарий-Михайлович-(1856-1933).pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0