Восприятие, истолкование, оценка лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова Бородино. Подготовка к сочинению

Содержание

Слайд 2

Лирическое стихотворение
является произведением
о мыслях и чувствах человека

Лирическое стихотворение является произведением о мыслях и чувствах человека и адресовано к
и адресовано к его духовной
и душевной сфере.

Слайд 3


«Восприятие — непосредственное
чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать,

«Восприятие — непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и
различать и усваивать явления внешнего мира». (Словарь С.И.Ожегова)

Слайд 4


Первое, что Вы должны сделать, приступая непосредственно к разбору
лирического стихотворения,

Первое, что Вы должны сделать, приступая непосредственно к разбору лирического стихотворения, —
— это попытаться понять и осмыслить то,
о чём говорится в стихотворении.

Слайд 5


«Истолковать — дать чему-либо какое-либо толкование, объяснение; объяснить каким-либо образом».

«Истолковать — дать чему-либо какое-либо толкование, объяснение; объяснить каким-либо образом». (Словарь русского языка, АН СССР )
(Словарь русского языка, АН СССР )

Слайд 6


Наблюдения над содержанием и формой лирического произведения должны привести Вас к

Наблюдения над содержанием и формой лирического произведения должны привести Вас к оценке
оценке достоинств произведения литературы. В этом и заключается основная задача.

Слайд 7

Как начать?

Вступление 1.
Связать предложенный для анализа текст с эпохой его

Как начать? Вступление 1. Связать предложенный для анализа текст с эпохой его
создания и биографией поэта.
Ищем определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эволюцией творческого пути поэта"и было ли это произведение созвучно исторической обстановке в стране или звучало диссонансом к ней.

Слайд 8

Вступление 2.
Возможно и личностное, эмоциональное вступление к сочинению, содержащее впечатление читателя, приступившего

Вступление 2. Возможно и личностное, эмоциональное вступление к сочинению, содержащее впечатление читателя,
к интерпретации прочитанного стихотворения, но не забывайте о том, что излишние эмоции здесь явно неуместны.

Слайд 9

Пишем главную часть.


Можно начинать анализ текста с того композиционного элемента,

Пишем главную часть. Можно начинать анализ текста с того композиционного элемента, который
который наиболее заметен в тексте. Это может быть звуковой или цветовой образ, бросающийся в глаза троп или синтаксическая фигура. Но важно не только отметить его, следует понять, какой смысл стоит за ним, и доказательно аргументировать свою точку зрения

Слайд 10

Какие же элементы могут стать смыслообра- зующими, на что стоит обращать внимание?

Какие же элементы могут стать смыслообра- зующими, на что стоит обращать внимание?

Поэтические образы нередко создаются при помощи звукописи.
Много наблюдений можно сделать над лексикой, особенно над словами, использующимися метафорично, в переносных значениях.
3. Традиционно при анализе стихотворений советуют наблюдать за использованием «цветовых» слов.

Слайд 11


4. Иногда оказывается полезным понаблюдать за использованием в поэтическом тексте различных

4. Иногда оказывается полезным понаблюдать за использованием в поэтическом тексте различных частей
частей речи. Например, часть стихотворения, насыщенная глаголами, как правило,
более динамична, чем часть, в которой глаголов мало или совсем нет.