Литературная критика

Содержание

Слайд 2

Литературная критика

Критик – человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ,

Литературная критика Критик – человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то
оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.

Литературный критик
Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов критика; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесса также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.

Критики – те же читатели, но самые «квалифицированные». Они делятся с другими читателями своим пониманием прочитанного произведения. Читать критику полезно для выработки своей точки зрения, ведь с критиком можно согласиться, а можно и поспорить.

Слайд 3

Литературная критика

Суждение

Оценка

Современная актуальность

Теория и история литературы

Общественно-политические, эстетические, этические нормы

Литературная критика Суждение Оценка Современная актуальность Теория и история литературы Общественно-политические, эстетические, этические нормы

Слайд 4

А.С.Пушкин. Из письма Бестужеву А.А.:
... не осуждаю ни плана, ни

А.С.Пушкин. Из письма Бестужеву А.А.: ... не осуждаю ни плана, ни завязки,
завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая критика нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начерчена неясно...Молчалин не довольно резко подл.. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный  и  добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями.
Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и т.п.
О стихах я и не говорю - половина должны войти в пословицу.

Слайд 5

В.К.Кюхельбекер из дневника

Дан Чацкий, даны прочие характеры, он сведены вместе и показано,

В.К.Кюхельбекер из дневника Дан Чацкий, даны прочие характеры, он сведены вместе и
какова непременно должна быть встреча этих антиподов, - и только...но в сей-то именно простоте – новость, смелость, величие...

Слайд 6

А.А.Григорьев статья «По поводу нового издания старой вещи»

... единственное произведение, представляющее художественную

А.А.Григорьев статья «По поводу нового издания старой вещи» ... единственное произведение, представляющее
сферу нашего  так называемого светского быта, а с другой стороны- Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы...Грибоедов казнит хамство и невежество...во имя высших законов христиарнского и человечески-народного взгляда.
Чацкий...честная и деятельная натура бойца,... то есть натура в высшей степени страстная...имеет еще и значение историческое. Он – порождение первой четверти русского XIX столетия.

Слайд 7

Ю.Н.Тынянов статья «Сюжет «Горе от ума»

Центр комедии – в комичности положения самого

Ю.Н.Тынянов статья «Сюжет «Горе от ума» Центр комедии – в комичности положения
Чацкого, и здесь комичность является средством  трагического, а комедия – видом трагедии...
Грибоедов был человеком двенадцатого года «по духу времени и вкусу». В общественной жизни для него был бы возможен декабрь 1825 г. Он относился с лирическим сожалением к падшему Платону Михайловичу, с авторской враждебностью к Софье Павловне...с личной, автобиографической враждой к той Москве, которая была для него тем, чем была старая Англия для Байрона...В комедии с особой силой дан послевоенный равнодушный карьеризм... Фигура Скалозуба в «Горе от ума» предсказывает гибель николаевского военного режима.

Слайд 8

Ю.М.Лотман ст «Декабрист в повседневной жизни»

...мы ощущаем Чацкого декабристом...Речь Чацкого резко отличается

Ю.М.Лотман ст «Декабрист в повседневной жизни» ...мы ощущаем Чацкого декабристом...Речь Чацкого резко
от слов других персонажей именно своей книжностью. Он говорит, как пишет, поскольку видит мир в его идеологических, а не бытовых проявлениях

Слайд 10

И. А. Гончаров «Мильон терзаний», 1872 г.

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся

И. А. Гончаров «Мильон терзаний», 1872 г. «Чацкий сломлен количеством старой силы,
ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда – жертва».

Слайд 11

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ
1812 – 1891
Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске в богатой

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ 1812 – 1891 Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске
купеческой семье, окончил пансион, затем Коммерческое училище. В 1831 году поступил на словесное отделение Московского университета, потом служил чиновником в Симбирске, а с 1835 года – в Петербурге, где стал активным участником эстетического кружка. Через его участников в 1846 году познакомился с В. Г. Белинским и другими разночинцами-демократами, вошел в круг редакции «Современника».
Своеобразную трилогию в творчестве Гончарова составили романы: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1849–1859), «Обрыв» (1869). В этих романах автор изобразил «лишних людей» – дворян и «новых людей», идущих им на смену. Особняком стоит книга путевых очерков «Фрегат Паллада» (1856–1857), написанных в результате совершенного им кругосветного путешествия.
Перу Гончарова принадлежит и ряд критических статей, среди которых статья «Миллион терзаний», посвященная пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Слайд 12

И. А. Гончаров о Чацком
(критический этюд «Мильон терзаний»)

«Чацкий сломлен количеством старой

И. А. Гончаров о Чацком (критический этюд «Мильон терзаний») «Чацкий сломлен количеством
силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда – жертва».

Прав ли И. А. Гончаров?
Осознали ли люди фамусовского круга силу Чацкого и удар, нанесённый им «веку минувшему»?

Слайд 13

И. А. Гончаров о Софье
(критический этюд «Мильон терзаний»)

«Вообще к Софье Павловне

И. А. Гончаров о Софье (критический этюд «Мильон терзаний») «Вообще к Софье
трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».

Современный литературовед В. Соловьев высказывается так: «Софья своими молодыми и зоркими глазами видит лучше и дальше Фамусова – карьера Молчалина кажется ей перспективнее банальной карьеры Скалозуба».
Чем отличается это мнение от оценки, которую дал Софье И. Гончаров? Какую точку зрения вы считаете верной?

Слайд 14

В «Горе от ума» Гончаров видит галерею ярких типов и острую, жгучую

В «Горе от ума» Гончаров видит галерею ярких типов и острую, жгучую
сатиру и нравы старой барской Москвы. В пьесе нет ни одного бледного штриха; общее и детали – все взято из жизни, начиная от Фамусова до лакея Петрушки. Без этого сочетания общего, главного, и деталей картина была бы не полна. Конечно, с течением времени фамусовы, молчалины, загорецкие видоизменились, но пока будут существовать угодничество, карьеризм, сплетни, безделье, до тех пор будут «мелькать… черты Фамусова, Молчалина и других…»

И. А. Гончаров
«Мильон терзаний»

Имя файла: Литературная-критика.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0