Живопись России первой половины XIX века. Павел Федотов (1815-1852)

Содержание

Слайд 2

Павел Федотов (1815-1852)

Павел Андреевич Федотов, основоположник совершенно нового для России жанра

Павел Федотов (1815-1852) Павел Андреевич Федотов, основоположник совершенно нового для России жанра
бытовой сатирической картины.
Родился Федотов в Москве 4 июля 1815 года в семье военного. В 1826 году, в одиннадцать лет, Павла отдали в Первый Московский кадетский корпус, который он с отличием закончил в 1833 году и в звании прапорщика был направлен служить в Санкт-Петербург, в лейб-гвардии Финляндский полк.
Ранние художественные опыты Федотова были связаны с жизнью полка. Сохранилось много рисунков и акварелей художника, запечатлевших лица его товарищей, карикатуры на военное начальство, сцены досуга и лагерной жизни.

Слайд 3

Встреча в лагере лейб-гвардии
Финляндского полка. 1837 г.
Государственный Русский

Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка. 1837 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
музей,
Санкт-Петербург.

Слайд 4

Работы Федотова вызывали одобрение однополчан. Это вдохновляло, рождало желание совершенствоваться. В

Работы Федотова вызывали одобрение однополчан. Это вдохновляло, рождало желание совершенствоваться. В свободное
свободное время он начинает посещать вечерние классы Академии художеств. Часто ходит в Эрмитаж, где подолгу задерживается у работ малых голландцев. Большие акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка» и «Освящение полковых знамён в Зимнем дворце 26 марта 1839 года» получили благосклонный отзыв императора Николая I.

Слайд 5

В 1842-1843 годах Федотов выполнил ещё две большие акварели «Отдых на

В 1842-1843 годах Федотов выполнил ещё две большие акварели «Отдых на походе» и «Установка офицерской палатки».
походе» и «Установка офицерской палатки».

Слайд 6

Чем больше работал Федотов, тем отчётливее понимал, что, оставаясь на военной

Чем больше работал Федотов, тем отчётливее понимал, что, оставаясь на военной службе,
службе, он не сможет развить свой талант в полную силу. Внутренне давно созревшее решение было реализовано благодаря поддержке И.А.Крылова, в руки которого попало несколько жанровых рисунков Федотова. Знаменитый баснописец угадал огромный талант автора и «благословил его на чин народного нравописателя».
В конце 1843 года художник вышел в отставку и поселился на Васильевском острове Петербурга. По воспоминаниям современников он полностью погрузился в творчество, «работал утром, вечером и ночью, при лампах или при солнечном свете, в Академии или дома, работал так, что даже смотреть было страшно, не давая себе ни пощады, ни снисхождения, ни отдыха».

Слайд 7

В 1844-1846 годах Федотов создал целую серию многофигурных сепий большого размера.

В 1844-1846 годах Федотов создал целую серию многофигурных сепий большого размера. Названия
Названия листов довольно точно характеризуют не только их содержание, но и сатирическую направленность: «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки», «Мышеловка», «Утро чиновника, получившего накануне первый крестик» и др.

Слайд 8

Утро чиновника, получившего накануне первый крестик. 1844-1846 гг.
Государственная Третьяковская галерея,

Утро чиновника, получившего накануне первый крестик. 1844-1846 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Москва.

Слайд 9

От листа к листу возрастает мастерство Федотова. Постепенно он отходит от

От листа к листу возрастает мастерство Федотова. Постепенно он отходит от гротесковых
гротесковых характеристик и перегруженности первых композиций. Преобладающая сатирическая трактовка персонажей и положений постепенно уступает место психологическим коллизиям, в лучшем, завершающем всю серию листе «Бедной девушке краса – смертная коса (Мышеловка)».

Слайд 10

Сам Федотов называл свои сепии эскизами, возможно имея ввиду будущие живописные

Сам Федотов называл свои сепии эскизами, возможно имея ввиду будущие живописные работы.
работы.
В 1846 году появляется первая картина Федотова «Свежий кавалер». И хотя в работе использован сюжет более ранней сепии, тональность её меняется. Из откровенной карикатуры произведение вырастает до социальной сатиры».

Слайд 11

Свежий кавалер. 1846 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Свежий кавалер. 1846 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 12

Через год художник написал «Разборчивую невесту», продолжившую основную для него тему

Через год художник написал «Разборчивую невесту», продолжившую основную для него тему «комедии
«комедии нравов».

Разборчивая невеста. 1847 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 13

«Сватовство майора» (1848 г.) напоминает сцену из водевиля на очень распространённый

«Сватовство майора» (1848 г.) напоминает сцену из водевиля на очень распространённый сюжет
сюжет – брак по расчёту. Майор, видимо проигравшийся в пух и прах, решил поправить свои дела, женившись на девушке из богатой купеческой семьи, родителям которой лестно породниться с дворянином.
Долгожданное появление жениха производит всеобщий переполох. Хозяин дома, солидный купец, улыбаясь свахе, пытается негнущимися от волнения пальцами застегнуть длиннополый сюртук; кухарка оцепенела с блюдом в руках, а позади неё снуют и перешёптываются домочадцы.

Слайд 14

Невеста, смущённая ситуацией и своим непривычным платьем, в последний момент пытается

Невеста, смущённая ситуацией и своим непривычным платьем, в последний момент пытается убежать.
убежать. Майор стоит в передней и виден только зрителям. Он приосанился и подкручивает усы, желая показаться бравым воякой.
Художник говорил: «Живопись требует добросовестности». Он специально собирал вещи, которые изображал в своих картинах, по всему Петербургу. Например, нужную ему для «Сватовства майора» люстру он взял напрокат в трактире.

Слайд 15

Сватовство майора. 1848 г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

За «Сватовство

Сватовство майора. 1848 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. За «Сватовство майора» Академия
майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Картина имела огромный успех у публики.

Слайд 16

Следующей работе «Завтрак аристократа» (1849-1850 гг.) художник дал и другие названия,

Следующей работе «Завтрак аристократа» (1849-1850 гг.) художник дал и другие названия, шутливые,
шутливые, больше похожие на пословицы: «Не в пору гость» и «На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк». Бедный, но не желающий ударить в грязь лицом молодой щёголь застигнут врасплох нежданным гостем именно тогда, когда собирается приступить к своему скудному завтраку. Он прячет чёрствый ломоть хлеба под книгу и одновременно старается проглотить кусок, лежащий за щекой. Его лицо выражает и страх, и неловкость, и желание сохранить свою репутацию.

Слайд 17

Завтрак аристократа. 1849-1850 гг.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

Завтрак аристократа. 1849-1850 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 18

С четырёх вариантов картины «Вдовушка» начинается новый этап в творчестве Федотова,

С четырёх вариантов картины «Вдовушка» начинается новый этап в творчестве Федотова, когда
когда на смену умору приходит драматизм. Содержание его последних композиций не сводится к сюжету, который можно пересказать словами, – этим они отличаются от ранних произведений живописца.

Вдовушка. 1851-1852 гг.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

Слайд 19

Герой картины «Анкор, ещё анкор!» (1851-1852 гг.) – офицер, который, видимо,

Герой картины «Анкор, ещё анкор!» (1851-1852 гг.) – офицер, который, видимо, служит
служит где-то в глухой провинции. Он лежит на топчане и играет со своей собакой, подстриженной «под льва», заставляя её прыгать через чубук курительной трубки. И это отупляющее занятие, и вся обстановка убогого временного жилища выражают скуку человека, который не знает, чем заполнить свои однообразные дни.
В названии картины бессмысленно повторяется одно и тоже слово («анкор» по-французски означает «ещё»).

Слайд 20

Цветовой контраст освещённой свечой красной скатерти и холодного зимнего пейзажа за

Цветовой контраст освещённой свечой красной скатерти и холодного зимнего пейзажа за окном
окном усиливает ощущение тоски и безысходности.

Анкор, ещё анкор! 1851-1852 гг.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

Слайд 21

В последней картине Федотова «Игроки» (1852 г.) тема карточной игры развивается

В последней картине Федотова «Игроки» (1852 г.) тема карточной игры развивается в
в загадочное драматическое действие. Странная комната освещена свечами, отчего вокруг пляшут зловещие тени. Игра закончена, и трое игроков встали, разминая затёкшие от долгого сидения тела. Лиц у них как будто нет. Можно рассмотреть лишь проигравшего, который сидит за столом в оцепенении. Он похож на самого художника Федотова. На стене висят пустые рамы – три игрока словно вышли из них.

Слайд 22

Игроки. 1852 г.
Киевский музей русского искусства,
Киев.

Игроки. 1852 г. Киевский музей русского искусства, Киев.

Слайд 23

Как ни странно, зрители отвернулись от Федотова именно тогда, когда он

Как ни странно, зрители отвернулись от Федотова именно тогда, когда он превратился
превратился в настоящего, зрелого художника.
Напряжённая творческая работа, материальные лишения пагубно отразились на здоровье и тонкой нервной организации Павла Федотова. Он скоропостижно скончался 14 ноября 1852 года.