Слайд 2Что вы мысленно представляете, когда слышите слово «лес»
Слайд 3Скорее всего, для всех вас это будет место, где можно слушать пение
птиц, собирать грибы и ягоды, сидеть у костра с гитарой, место отдыха и релаксации
Слайд 4Или заповедные и дремучие Муромские леса
Слайд 5Или "Утро в сосновом бору" Шишкина
Слайд 6Безусловно, все эти ассоциации будут верными, но при этом вряд ли они
помогут дать ответ на вопрос о том, чем же являлся лес для человека в прошлом. Для того чтобы ответить на него, нужно обратиться к материалам традиционной культуры и фольклора
Слайд 7В русской традиции любая территория, с которой, так или иначе, человек вступает
в контакт, рассматривается в рамках оппозиции "свое" и "чужое". Своим для человека будет дом, а чем дальше от дома, тем опаснее пространство, тем больше оснований считать это пространство чужим
Слайд 8У леса есть свой загадочный и непредсказуемый хозяин – леший.
Слайд 9Леший или же лесовик, лешак, лесовой, лесун - дух леса в славянской
мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые.
Слайд 10Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он
идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком.
Слайд 11Почему же лес так опасен и таинственен? Прежде всего, потому что он
часто связан с представлениями о "том свете" или "ином мире"
Слайд 12Вспомним, где настоящий герой сказки будет искать помощника, который поможет ему выполнить
различные трудные задачи. Конечно, в лесу.
Слайд 13Он найдет заветную поляну в самой чаще леса, на которой будет стоять
избушка "на курьей ножке, на собачей голёшке, на козьей рожке". И, как истинный герой, он произнесет знакомые каждому читателю сказок слова: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом"
Слайд 14Мы так привыкли к этим словам, что даже не задумываемся о том,
почему бы Ивану-царевичу не обойти избушку и не войти в нее с другой стороны. На самом деле наш герой просто не может по-другому туда попасть: избушка стоит на границе миров, дверью в иной мир, ее надо повернуть и войти «на тот свет» через нее.
Слайд 15Хозяйкой этой лесной погранзаставы является Баба-Яга
Слайд 16Водяной. Царь земных вод и рек водяной обитает, по поверьям славян, в
«черной воде», в речных омутах. Водяной обликом похож на лешего: лохматый, покрытый тиной старик с большим брюхом, длинной бородой и зелеными волосами, весь покрытый грязью и тиной. Вера в водяного была порождена языческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать свой век в воде
Слайд 17Русалки. Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали
с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими
Слайд 18Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие
голоса
Слайд 19Туман утром над лесами – верная примета: грибы пошли...
Слайд 20Мир грибов богат и интересен. В разное время и у разных народов
с грибами было связано много легенд, тайн и суеверий.
Во время походов в лес нередко можно увидеть, группы грибов, которые образуют круги разного диаметра. Это так называемые "Ведьмины кольца", о которых с древнейших времён ходят различные легенды
Слайд 21Считалось, что лесные поляны с подобными кольцами обладают магической силой. Их считали
местом, поражённым молниями богов, или кругом, из которого исходят бесовские зловонные испарения. На этих участках в полнолуние ведьмы справляли свой шабаш, наводя порчу на всё окружающее.
Слайд 22В лесу живут не только загадочные существа, растения, но и насекомые ,
например – божья коровка
Слайд 23Образ божьей коровки встречается в ряде восточнославянских мифов. Согласно одному из них,
в божью коровку была превращена жена бога-громовержца Перуна, наказанная таким образом за измену. Соблазненная змеем-искусителем, Перыня бежала с ним, бросив детей. Перун опалил ее молнией, и с тех пор на ее крылышках можно увидеть семь пятнышек — по числу детей, оставшихся на небе.
Слайд 24Название этого насекомого связывают с поверьем, согласно которому божья коровка относится к
небесному стаду Перуна. Она осуществляет посредническую связь между небом и землей, между могущественным богом и людьми. Поэтому ей приписывалась магическая сила, способность влиять на погоду. Люди старались не убивать божьих коровок, чтобы не навлечь божьего гнева
Слайд 25У католиков Божья коровка была посвящена Деве Марии, и до нашего времени
именуется ключницей ее. Когда какая-нибудь молодая девушка видела весной в сельской местности божью коровку, это считалось счастливым знаком. Тогда она должна была пустить божью коровку по руке, приговаривая: «Она примеривает мне свадебные перчатки». И когда божья коровка раскрывала свои маленькие крылышки и улетала, девушка должна была заметить, в какую сторону, потому что именно оттуда должен был происходить и ее жених
Слайд 26Маленький жучок-посланник Девы Марии, как считалось, предсказывал крестьянам, будет ли следующий год
щедрым. Если число пятен на божьей коровке оказывалось больше семи, значит, придется собирать хлебные крошки, если же их было меньше семи, будет обильный урожай и низкие цены
Слайд 27Лес - это тайное место, здесь в самой чаще, в глубокую полночь
Иванова дня зацветает огненным цветом папоротник
Слайд 28Если схватить этот огненный цветок, то «любую вещь себе можешь подумать и
сделать». С помощью папоротника можно найти клад, но богатство будут сторожить его невидимые хранители
Слайд 29Лес многолик и окружал человека от рождения до смерти. Лес необходим для
крестьянского бытия, но небезопасен; при соблюдении ряда правил, его, тем не менее, можно было «освоить»