Жизнь и творчество русского писателя, сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Содержание

Слайд 2

А ведь если люди способны смеяться над собой , своими недостатками,

А ведь если люди способны смеяться над собой , своими недостатками, над
над пороками общества, то они не окаменели, они еще живы, они могут возродиться и избавиться от пороков, могут стать лучше и чище.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Слайд 3

Становление писателя

М.Е.Салтыков-Щедрин-гениальный русский сатирик, один из лучших людей своего времени. Свое

Становление писателя М.Е.Салтыков-Щедрин-гениальный русский сатирик, один из лучших людей своего времени. Свое
необычайное дарование он направлял на то, чтобы открыть глаза , показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония….
От времени написания его произведений нас отделяет 195 лет, но многие из них удивительно точно напоминают современные дни!
Острая сатира Салтыкова-Щедрина в современном мире весьма актуальна. Ему была дана возможность предугадать, но не изменить будущее.

Слайд 4

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Заставляет читателя смеяться смехом, от которого становишься мудрее.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Заставляет читателя смеяться смехом, от которого становишься мудрее.

Слайд 5

Детство и образование Салтыкова

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826

Детство и образование Салтыкова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826
года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.

Слайд 6

Страница жизни

В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает

Страница жизни В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на
на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).

В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.

Слайд 7

«Великая школа жизни»

В Вятке он служил чиновником, находясь под полицейским надзором.

«Великая школа жизни» В Вятке он служил чиновником, находясь под полицейским надзором.
Наблюдения над провинциальными нравами углубляли его ненависть к самодержавному строю и мучительную любовь к многострадальному народу. Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.

Дом, в котором жил М. Е. Салтыков

Е. А. Болтина

Слайд 8

Становление писателя

Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу

Становление писателя Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу
в министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».
В 1862 году покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».
В 1864 году вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.

Слайд 9

В высшей степени правдив и человечен

В высшей степени правдив и человечен

Слайд 10

«Великой мастер смеха»

В своем творчестве Щедрин применяет различные формы смеха: юмор, сатиру

«Великой мастер смеха» В своем творчестве Щедрин применяет различные формы смеха: юмор,
сарказм. Юмор может мыть дружеским, ласковым.
Сатира несет в себе какую-либо меру гнева, она обличает, бывает суровой и беспощадной.
Сарказм – это горький , язвительный смех, в нем ощущается ненависть или презрение.

«Дикий помещик»

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 11

«Великой мастер смеха»

«Я – Эзоп и воспитанник цензурного ведомства», - говорил о

«Великой мастер смеха» «Я – Эзоп и воспитанник цензурного ведомства», - говорил
себе Щедрин. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик создает особый язык, который называется «эзоповым», а манеру «рабьей», т.к. он рождается в обществе, где нет свободы слова .
Эзопов язык – аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли.

«История одного города»

Слайд 12

«Великой мастер смеха»

В сатирических произведениях Щедрин употребляет такие слова, как «бараний рог»,

«Великой мастер смеха» В сатирических произведениях Щедрин употребляет такие слова, как «бараний
«ежовые рукавицы», «куда Макар телят не гонял».
Изобретенные слова-характеристики мгновенно становились крылатыми. «Помпадурами» он называл крупных царских чиновников.
Игра слов: «Помпа» внешняя пышность, «дур» корень слова «дурак», а все вместе – «фаворит верховного правителя».
Слова образы из произведения Щедрина: «карась идеалист», «головотяп», «пенкосниматель»

«История одного города»

Слайд 13

«Великой мастер смеха»

Главной задачей сатиры Салтыкова-Щедрина считал исследование явление общественной жизни, язв

«Великой мастер смеха» Главной задачей сатиры Салтыкова-Щедрина считал исследование явление общественной жизни,
и пороков. Чтобы отчётливее изобразить их, писатель - реалист прибегает к гротеску.
Гротеск – изображение действительности в резко преувеличенном виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным.
В его сатире появляются фантастические учреждения: «министерство побед и одолений», «департамент государственных умопомрачений», фантастические должности: Дыба – «чиновник для преступлений», Удав – «чиновник для чтения в сердцах».
Мастерски использует Щедрин прием гротеска в своей повести «История одного города»
Градоначальник Прыщ, майор, оказался с фаршированной головой.
Градоначальник Брудастый имел в голове механизм, воспроизводящий только два слова: «не потерплю!» и «разорю!»

«История одного города»

Слайд 14

Последние годы жизни

С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается

Последние годы жизни С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно
литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. 

Слайд 15

Интересные факты из жизни писателя

Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал

Интересные факты из жизни писателя Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал
свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие. Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
В 1841 году было напечатано первое стихотворение «Лира»
В 1847 году была напечатана первая повесть «Противоречия»

Слайд 16

Значение его сатиры огромно, как по правдивости её, так и по тому

Значение его сатиры огромно, как по правдивости её, так и по тому
чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское общество… М. Горький

Слайд 17

«Я люблю Россию до боли сердечной»

«Смерть Михаила Евграфовича опечалила всех, искренне

«Я люблю Россию до боли сердечной» «Смерть Михаила Евграфовича опечалила всех, искренне
желающих добра и счастья своей родине. В лице его Россия лишилась лучшего, справедливого и энергичного защитника правды и свободы, борца против зла, которое он своим сильным умом и словом разил в самом корне. И мы, рабочие, присоединяемся к общей скорби о великом человеке... За его любовь к нам и ко всему честному и справедливому мы посылаем ему свое сочувственное прощальное слово и, как человека c благородной, любящей душой, друга угнетенных, борца за свободу, провожаем глубокой грустью. Не услышать нам больше его доброе, смелое слово, но дух его всегда будет жить между нами, в его бессмертных рассказах, будет ободрять нас на хорошее, общее дело, на борьбу против зла, угнетения и на поиски правды и света...»
Из письма рабочих Тифлиса.

Слайд 18

Писал А. В. Луначарский о портрете Щедрина

«Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая

Писал А. В. Луначарский о портрете Щедрина «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо…
суровость! Какие глаза судьи! Какая за всем этим чувствуется особенная, подлинная доброта! Как много страдания, вырезавшего морщины на этом лице, поистине лицо подвижника!»
М. Е. Салтыков-Щедрин – гениальный писатель-сатирик. Все, что он делал и писал, это во имя любви к своей родине, своему народу. Он бесконечно верил в силы и возможности человека, в торжество добра и справедливости.
«Не давайте окаменеть… сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего», – говорил Щедрин, обращаясь с горячим приветом к молодым читателям России.
Писал А. В. Луначарский о портрете Щедрина