- Главная
- Литература
- Жизнь и творчество Валерия Брюсова
Содержание
- 2. СИМВОЛИЗМ Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX века поэтическом стиле, получившем
- 3. В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»:
- 4. Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 декабря 1873 года в купеческой семье Матрёны Александровны и Якова Кузьмича
- 5. В 1894—1895 годах Брюсов издает три небольших выпуска сборника "Русские символисты", в которых дает образцы "новой
- 6. В 1904—1908 годах Брюсов является организатором, бессменным руководителем и ведущим автором главного журнала русских символистов "Весы".
- 7. ЛИДЕР СИМВОЛИЗМА Брюсов был основным действующим лицом в журнале «Весы» (1904—1909), главном органе русского символизма. Всю
- 8. В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, “искателем смутного рая” , великолепным мастером
- 9. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА БРЮСОВА В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы
- 10. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ГРЯДУЩИЕ ГУННЫ» Стихотворение «Грядущие волны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10
- 11. Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно демонстрирует идеологию серебряного века. Где
- 12. Валерий Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру; современные читатели благодарны ему за то, что он
- 14. Скачать презентацию
Слайд 2 СИМВОЛИЗМ
Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX
СИМВОЛИЗМ
Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX
Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный знак». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок к метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Смысл заключает в себе некую тайну, намёк, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определённое явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл существуют в символистском образе. Символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они не стремятся.
Родоначальником символизма считают французского поэта Шарля Бодлера. Вершины символизма в литературе Франции – поэзия Поля Верлена и Артюра Рембо.
Слайд 3В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе
В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе
К примеру можно привести стихотворение Шарля Бодлера «Альбатрос», написанное в 1859 году. Прекрасный альбатрос олицетворяет свободу, красоту, поэзию. Мир, в котором парит на своих исполинских крыльях альбатрос, противопоставлен миру жестокости и скуки, от которой изнывают матросы, глумящиеся над плененной птицей. Царь высоты становится жертвой насилия. Он уже не может подняться в небо на белых крыльях. И если в небесных просторах альбатрос был могуч и прекрасен, то на узкой палубе, где ради праздной забавы матросы мучают его, он выглядит нелепым и смешным. Судьбу альбатроса Бодлер сравнивает с судьбой Поэта: опустившись с высот возвышенной мечты на землю, Поэт оказывается «среди свиста и брани»:
Так, Поэт, ты паришь над грозой, в урагане,
Недоступный для стрел, непокорный судьбе,
Но ходить по земле среди свиста и брани
Исполинские крылья мешают тебе.
Слайд 4
Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 декабря 1873 года в купеческой семье
Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 декабря 1873 года в купеческой семье
Слайд 5
В 1894—1895 годах Брюсов издает три небольших выпуска сборника "Русские
В 1894—1895 годах Брюсов издает три небольших выпуска сборника "Русские
Слайд 6
В 1904—1908 годах Брюсов является организатором, бессменным руководителем и ведущим
В 1904—1908 годах Брюсов является организатором, бессменным руководителем и ведущим
партию, работает в Наркомпросе, возглавляет президиум
Всероссийского союза поэтов, читает разнообразные лекционные
курсы, организует (1921) и руководит Высшим
литературно-художественным институтом. Послеоктябрьские,
преимущественно революционные сборники стихов Брюсова
("Дали", 1922; "Спеши", 1924) знаменовали последний, завершающий
период творчества мастера. Умер поэт в Москве 9 октября 1924 года.
Слайд 7ЛИДЕР СИМВОЛИЗМА
Брюсов был основным действующим лицом в журнале «Весы» (1904—1909), главном
ЛИДЕР СИМВОЛИЗМА
Брюсов был основным действующим лицом в журнале «Весы» (1904—1909), главном
и — шире — модернизме огромна, возглавляемые им «Весы»
стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным
модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не
имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»).
Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество
очень многих младших поэтов, почти все они проходят через
этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался
большим авторитетом как среди сверстников-символистов,
так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого
безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца»
культуры. Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской
модернистской культуре как роль «побеждённого учителя
победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого
поколения. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому
поколению символистов . Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 стал секретарём редакции).
Слайд 8 В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, “искателем
В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, “искателем
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА БРЮСОВА
В стихотворениях Брюсова перед читателем встают
противоположные начала:
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА БРЮСОВА
В стихотворениях Брюсова перед читателем встают
противоположные начала:
призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за
существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть
есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление
к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно»,
а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения
искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в
поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец,
то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к
смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с
«эгоистической душой»).
Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В
своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным
временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество
Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём
мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий
Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом
«торжественности по преимуществу».
по Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир».
Слайд 10АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ГРЯДУЩИЕ ГУННЫ»
Стихотворение «Грядущие волны» Валерий Брюсов писал почти
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ГРЯДУЩИЕ ГУННЫ»
Стихотворение «Грядущие волны» Валерий Брюсов писал почти
Слайд 11
Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно
Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно
Где вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром? Слышу ваш топот чугунный По еще не открытым Памиром. И кончается стихотворение так: Бесследно исчезнет, быть может, Что ведомо было одним нам. Но вас, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном! Какой самоубийственный гимн, какой сложный человек, восторженно думали многие читатели того времени. А ведь Брюсов -- человек, хотя и талантливый, совсем несложный, а наоборот, примитивный и даже с примитивной хитростью, что гунны учтут его гимн. И гунны, явившись, действительно учли этот гимн и самого Брюсова пощадили и даже слегка возвеличили его.
Слайд 12 Валерий Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру; современные читатели благодарны
Валерий Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру; современные читатели благодарны