Содержание
- 2. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых для русского народа. В этот день архангел
- 3. На Благовещение даже птица гнезда не вьет Подготовка к севу В народе считали, что покровительство Богоматери
- 4. Благословление урожая Особое значение для успешного сева и будущего урожая имела благовещенская просфора. Эту просфору крестьяне
- 5. Весеннее равноденствие На Благовещение земля "просыпалась" и выпускала на поверхность змей, лягушек, мышей, насекомых. Это была
- 7. Славление Христа Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю, которая сопровождалась народными гуляниями. Рождество Христово Мороз, мороз,
- 8. Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю, которая сопровождалась народными гуляниями. Рождество Христово Посевание избы В день
- 9. Рождество Христово Сочельник День перед Рождеством Христовым назывался сочельником. В этот день ничего не ели до
- 10. Колядование С рождественского вечера (сочельника) начинали колядовать. Обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище с песнями, шутками,
- 12. Зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется Печенье-"жаворонки" По народным приметам этот день был началом
- 13. Закликание весны Хотя день Сорока мучеников считали началом весны, по народным приметам, он предвещал холода и
- 14. Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом.
- 15. На горах катаемся, блинами объедаемся Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны,
- 16. Братчины В деревнях нередко устраивали коллективные застолья – братчины. Братчиной, или кануном, называли общинные праздники, которые
- 17. Кулачные бои Традиционной русской богатырской забавой был кулачный бой. Мужчины делились на две команды. По общему
- 18. Масленичные катания на лошадях Красивое зрелище представляли масленичные катания на лошадях. Катания в Масленицу на санях
- 19. Катания с ледяных горок Традиционной забавой во время праздников были катания с ледяных горок. Парни и
- 20. Прощеное воскресенье В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Согласно
- 21. Прощание с Масленицей Костер издревле символизировал солнце, которое должно было пробудить природу. Поэтому его старались сделать
- 23. Не все коту масленица, будет и Великий пост Печенье-кресты Основным обычаем на Средокрестье было приготовление обрядового
- 24. Средокрестие В начале недели из алтаря выносили напрестольный крест и клали в центре храма на аналой,
- 25. Великий пост В жизни русской деревни Великий пост был особым временем. С его началом менялся и
- 27. Как веточка растет, так и ты расти Верба В этот день веточки вербы освящали в храмах:
- 28. Печенье-"барашки" В среднерусской полосе скотину, особенно овец, кормили почками вербы, запеченными в каравай или в хлебцы,
- 29. Верба-спасительница Вербе приписывали способность повышать урожайность и плодородие земли, для этого после выгона скота ее крошили
- 31. Чем душа и тело мается, все Чистым четвергом снимается Омовение чистой водой Крестьяне мылись в банях
- 32. Очистительные обряды В народе Великий четверг называли "чистым", потому что именно в этот день крестьяне совершали
- 33. Четверговая работа Великий четверг в народном сознании был днем, который определял судьбу людей на весь год.
- 34. "Четверговая свеча" Вечером этого дня крестьяне совершали обряды с "четверговой свечой". Во время вечерней церковной службы
- 35. Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из
- 36. Пасхальное богослужение Пасха И солнышко скачет в Христов день Главным событием праздника является торжественное богослужение в
- 37. Девичьи хороводы Пасха И солнышко скачет в Христов день Со дня Пасхи девушки начинали водить хороводы.
- 38. Пасхальная трапеза Пасха И солнышко скачет в Христов день Утром вся семья собиралась за пасхальной трапезой.
- 39. Пасхальное яйцо Пасха И солнышко скачет в Христов день Яйцо было символом Пасхи, оно считалось образом
- 40. Праздничный звон Пасха И солнышко скачет в Христов день В деревнях в пасхальную ночь, как только
- 41. Катание на качелях Пасха И солнышко скачет в Христов день Традиционной забавой молодежи во время пасхальных
- 42. Народный праздник "Красная горка", или "Фомино воскресенье", отмечается в первое воскресенье после Пасхи и завершает собой
- 43. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде Хороводы В народе во многих местах Красная горка
- 44. Опахивание села Во многих местах, чтобы защитить село или деревню от несчастий на весь предстоящий год,
- 45. Праздник "Вознесение Господне" установлен православной церковью в память о вознесении Иисуса Христа с горы Елион на
- 46. Печенье-лесенки Вознесение Дошла весна до Вознесенья, тут ей и конец пришел Во многих деревнях Вознесение считалось
- 47. Заклинания на урожай Вознесение Дошла весна до Вознесенья, тут ей и конец пришел В начале лета,
- 48. Церковный колокол Вознесение Дошла весна до Вознесенья, тут ей и конец пришел От Пасхи до Вознесения
- 49. Семик–Троица у русских был самым важным народным летним праздником. Эти дни от Семика до Троицы называли
- 50. Поминовение усопших У нас в году два праздника – Семик да Троица Семик считается древним языческим
- 51. Завивание березы В Семик девушки совершали обряд завивания березки. Они шли в лес и скручивали ветки
- 52. Гадание на венках Девушки вили венки из березовых веток, каждая для себя, надевали их и водили
- 53. Кумление В Семик при завивании березок совершался обряд кумления. Кумление было особой формой посестримства или своеобразным
- 54. Березовые ветки В центре праздника у русских была береза, они верили, что это дерево обладает особой
- 55. На Иванов день – праздник рождества Иоанна Крестителя – приходится на день летнего солнцестояния, самый длинный
- 56. Цветение папоротника Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде Летнее солнцестояние – особенный период
- 57. Купальские костры В древности у восточных славян Иванов день носил название "Ярилин". Это был день, посвященный
- 58. Гадание на венках В продолжение всего праздника на головах девушек были венки. Венки, сплетенные из цветов
- 59. Купальные обряды В Иванов день всем полагалось купаться. Это был тоже очистительный обряд. Было поверье, что
- 60. Первый спас отмечался Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове, образе Спасителя и
- 61. Медовый спас Пришел Первый Спас, держи шубу про запас Первый Спас именовали медовым, потому что в
- 62. Крестный ход В этот день в церквях торжественно выносили крест и совершали крестные ходы к водоемам
- 63. Начало уборки урожая В районах, где к этому времени собрали овощи и хлеба, было принято освящать
- 64. В этот день отмечается праздник Преображения Господня, который посвящен чудесному преображению Иисуса Христа на горе Фавор
- 65. Яблочный спас Яблочное семя знает свое время Яблоки, освященные в день Преображения, назывались "спасовскими". При разговлении
- 66. Спас Нерукотворный, или Третий Спас, отмечается в память о перенесении в Константинополь из Месопотамии христианской святыни
- 67. Торговля полотном Третий Спас – хлеба припас Третий Спас назывался "холщовым" или "Спасом на полотне", так
- 68. Сбор лесных орехов Третий Спас называли "ореховым", так как к этому дню поспевали лесные орехи и
- 69. Первый каравай Третий Спас назывался "хлебным", потому что в некоторых местах к этому дню дожинали хлеб
- 70. Православный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня посвящен дню, когда патриарх Макарий "воздвиг" над головами
- 71. Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет С давних пор на Воздвижение совершались крестные ходы вокруг
- 72. Зазимки В народных представлениях Воздвижение связано со словом "движение", что нашло свое отражение в разных приметах
- 73. Капустный праздник Воздвижение еще называли капустным праздником, потому что с этого дня начинали рубить капусту и
- 74. Петров день – народное название великого православного праздника, посвященного памяти апостолов Петра и Павла, которые приняли
- 75. Рыбацкий праздник С Петрова дня в поле пожня (покос) "Петров день" – народное название праздника, который
- 76. Молодежные празднества В канун Петрова дня вся молодежь деревни отправлялась за околицу и, расположившись на возвышенном
- 77. Косьба Петров день также был началом сенокоса. Считалось, что до Петрова дня луга цветут, а после
- 78. Семенов день по церковному календарю отмечается в память святого Симеона Столпника. Но на Руси в течение
- 79. На Семен день до обеда паши, а после обеда руками маши В этот день совершался обряд
- 80. "Живой" огонь С Семенова дня начинались засидки, т.е. молодежные вечерние посиделки. При этом было принято накануне
- 81. Первое пострижение В этот день в крестьянских семьях существовал обычай постригать мальчиков по исполнении трех лет
- 82. Шутливый обряд похорон В Семенов день устраивали шутливый обряд похорон мух и тараканов. Девушки надевали свои
- 83. Православный праздник, посвященный рождеству Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа. Рождество Богородицы Православный праздник Рождества Богородицы,
- 84. Как родители жили, так и нас благословили В этот день в народе отмечали праздник урожая –
- 85. Вторые "осенины" День Рождества Богородицы совпадал с днем осеннего равноденствия, когда было принято обновлять в избах
- 86. День рожениц Раньше крестьянки в этот день в каждом селении устраивали "день рожениц". Поздравляли молодых матерей
- 87. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен церковью в память о чудесном явлении Богоматери во время осады Константинополя
- 88. На Покров до обеда осень, а после обеда зима В праздник Покрова Пресвятой Богородицы русские люди
- 89. Девичий праздник Понятие "покров" в народном сознании связывалось одновременно и с покрывалом, которым покрывали невесту во
- 91. Скачать презентацию
Слайд 2Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых для русского народа.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых для русского народа.
Благовещение Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый праздник православной церкви, который празднуется 7 апреля (25 марта по старому стилю). В этот день, согласно Библии, архангел Гавриил возвестил Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа – Спасителя мира.
Благовещение
В народном календаре Благовещение было одним из самых почитаемых праздников. Его нередко сопоставляли с Пасхой: "Каково Благовещение, таково и Светлое Христово Воскресение", в народе говорили, что "на Благовещение даже грешников в аду не мучают".
Этот день старались провести в радостном, спокойном состоянии духа. Рано утром, нарядившись в лучшую, непременно чистую, одежду, все отправлялись в церковь на службу, а после возвращения садились обедать. В этот день делалось послабление в посте и разрешалось есть рыбу.
Важное значение праздника объяснялось еще и тем, что на Благовещение приходилось весеннее равноденствие. В народе считали этот день началом весны, говорили: "Весна зиму поборола", "Щука хвостом лед разбивает". Как и в Сороки, в Благовещение "гукали весну" – торопили ее приход, преподнося ей пироги и угощения. Девушки жгли костры, чтобы "отогреть" землю для сева. В горящий костер выбрасывали старую солому из постелей, рваную одежду и лапти, чтобы очистить избы и очиститься самим для нового активного периода в жизни крестьянской семьи. Для снятия сглаза и порчи через костер прыгали, а дымом костра окуривали одежду.
Слайд 3На Благовещение даже птица гнезда не вьет
Подготовка к севу
В народе считали, что
На Благовещение даже птица гнезда не вьет
Подготовка к севу
В народе считали, что
Благовещение открывало сезон полевых работ. Русские крестьяне говорили: "Бог благословил землю на сеяние". Поэтому в некоторых местах крестьяне сами старались освятить зерно, предназначенное для посева: для этого икону, посвященную празднику, ставили в кадку с зерном и приговаривали:
Благовещение
Матерь Божия!
Гавриил Архангел!
Благовестите, благоволите,
Нас урожаем благословите.
Овсом да рожью, ячменем, пшеницей
И всякого жита сторицей!
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых для русского народа. В этот день архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о том, что она родит Сына Божьего, будущего Мессию – Спасителя мира.
Слайд 4Благословление урожая
Особое значение для успешного сева и будущего урожая имела благовещенская просфора.
Благословление урожая
Особое значение для успешного сева и будущего урожая имела благовещенская просфора.
На Благовещение даже птица гнезда не вьет
Благовещение
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых для русского народа. В этот день архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о том, что она родит Сына Божьего, будущего Мессию – Спасителя мира.
Слайд 5Весеннее равноденствие
На Благовещение земля "просыпалась" и выпускала на поверхность змей, лягушек, мышей,
Весеннее равноденствие
На Благовещение земля "просыпалась" и выпускала на поверхность змей, лягушек, мышей,
На Благовещение даже птица гнезда не вьет
Благовещение
Верили, что на Благовещение солнце "играет", т.е. как бы "трепещет",
переливаясь разными красками. Во многих местах в этот день было
принято выпускать на волю птиц: по представлению крестьян,
пернатые могли ускорить приход весны.
В Благовещение считалось грехом заниматься хозяйственными делами. Девушки даже косы не заплетали, а хозяйки не топили печи и ничего не варили: семья угощалась наготовленным заранее. В народе говорили, что "на Благовещение даже птица гнезда не вьет", а "кукушка за то без гнезда, что завила его в Благовещение". Работающего в этот праздничный день человека могли ожидать неудачи, несчастья и даже смерть: "Кто не чтит праздника, с огнем за работой сидит, у того убьет летом молнией близкого родственника". Из уст в уста передавалась легенда о непослушной девице, которая села в праздник прясть, и Бог превратил ее в кукушку, птицу, у которой нет даже своего гнезда.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых для русского народа. В этот день архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о том, что она родит Сына Божьего, будущего Мессию – Спасителя мира.
Слайд 7Славление Христа
Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю, которая сопровождалась народными гуляниями.
Рождество Христово
Мороз,
Славление Христа
Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю, которая сопровождалась народными гуляниями.
Рождество Христово
Мороз,
С Рождества и в течение всей рождественской недели было принято славить Христа. В рождественские дни крестьянские дворы обходили группы "славильщиков". Еще до литургии, рано утром первыми отправлялись славить Христа нищие. Они становились под окна дома и пели рождественские молитвы, духовные стихи о Рождестве, о воскрешении Лазаря. Им подавали через окно хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Затем им на смену прибегали маленькие дети, которые распевали рождественские гимны и "славы". Дети делали Вифлеемскую звезду, ходили с ней по домам и пели рождественские песнопения. Звезду делали из деревянного широкого обруча с длинными лучами из тонких палочек, ее оклеивали разноцветной бумагой, а в середину вставляли несколько зажженных свечей. Вместо звезды иногда использовали фонарь. Главное же славление начиналось после обеда, когда обход дворов совершали подростки, а за ними, к вечеру, шли парни и девушки.
Слайд 8Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю, которая сопровождалась народными гуляниями.
Рождество Христово
Посевание избы
В
Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю, которая сопровождалась народными гуляниями.
Рождество Христово
Посевание избы
В
Мороз, мороз, зимой ходи, а летом под колодиной лежи
Слайд 9Рождество Христово
Сочельник
День перед Рождеством Христовым назывался сочельником. В этот день ничего не
Рождество Христово
Сочельник
День перед Рождеством Христовым назывался сочельником. В этот день ничего не
Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю, которая сопровождалась народными гуляниями.
Некогда на Руси непременным рождественским угощением был поросенок, начиненный кашей; жареного поросенка подавали и в канун Нового года. После трапезы, для привлечения в дом изобилия, следовало зарыть кости поросенка где-нибудь на огороде.
Также на стол подавали блины и оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, сочни (постные пирожки с ягодами), а так же кутья из крупных зерен пшеницы с ягодами и узвар (распаренные в меду сушеные ягоды и плоды). Этой трапезой завершался строгий рождественский пост.
Чтобы весной стужей не побило ярового хлеба, за ужином проходило "кормление мороза". Хозяин дома выходил в сени и призывал: "Мороз, мороз, иди в избу есть кутью; зимой ходи, а летом под колодиной лежи".
Мороз, мороз, зимой ходи, а летом под колодиной лежи
Слайд 10Колядование
С рождественского вечера (сочельника) начинали колядовать. Обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище
Колядование
С рождественского вечера (сочельника) начинали колядовать. Обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище
Обычно колядование начиналось со слов: "Пришла Коляда, накануне Рождества, мы ходили, мы искали, мы нашли Коляду". Хозяева старались щедро одарить колядующих особым печеньем, называвшимся "козульками", а также пирогами, ватрушками, пивом и деньгами. Мехоноша, возглавляющий группу, складывал подношения в большой мешок, и группа отправлялась к следующему дому.
Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю, которая сопровождалась народными гуляниями.
Рождество Христово
Мороз, мороз, зимой ходи, а летом под колодиной лежи
Слайд 12Зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется
Печенье-"жаворонки"
По народным приметам этот день
Зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется
Печенье-"жаворонки"
По народным приметам этот день
Народный праздник в честь сорока Севастийских мучеников, убитых по приказу римского императора Лициния ок. 320 г. В Армении. По народным приметам этот день был началом весны, ибо это было время весеннего равноденствия.
Сороки
По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавшие в этот день с юга 40 видов птиц, первыми из которых были жаворонки. На чье поле первыми в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай.
В честь прихода весны в этот день повсюду в России пекли особое печенье в форме птичек. Они назывались "жаворонками", а в голову птичке обязательно вставляли глаза-изюминки, сушеные ягоды черники и др. Женщины, девушки и дети выходили с "жаворонками" на улицу, рассаживали их на проталинах, крышах, деревьях, стогах и закликали весну:
В песнях и приговорах обращались к жаворонкам: их звали поскорее прилететь, унести зиму, принести теплое лето, а с ним новый урожай и корм скоту.
Иногда в одну из птичек запекали монетку. Тот, кому доставалось печенье с монеткой, получал право бросить в землю первую пригоршню зерна, считалось, что такого засевальщика сам Бог избрал.
Весна-красна,
Что-то нам принесла?
Соху, борону
И кобылу ворону,
Солнца клочок
И соломки пучок,
Хлебушка краюшечку
И водицы кружечку.
Слайд 13Закликание весны
Хотя день Сорока мучеников считали началом весны, по народным приметам, он
Закликание весны
Хотя день Сорока мучеников считали началом весны, по народным приметам, он
Зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется
Народный праздник в честь сорока Севастийских мучеников, убитых по приказу римского императора Лициния ок. 320 г. В Армении. По народным приметам этот день был началом весны, ибо это было время весеннего равноденствия.
Сороки
Слайд 14Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, последняя неделя
Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, последняя неделя
Масленица – самый веселый, самый шумный народный праздник. Русская пословица говорит: "Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить". Когда-то в древности это был праздник начала нового земледельческого года, затем он стал праздником проводов зимы и встречи весны.
Масленица
Праздник продолжается семь дней – всю последнюю неделю перед Великим постом. В церковном календаре эта неделя называется "сырной" или "мясопустной". На этой неделе уже не разрешается есть мясо, однако можно есть продукты из молока: масло, сыр, сметану, творог и т.д., а также яйца и рыбу.
Но желание наесться и повеселиться перед постом – это только внешняя сторона праздника. В основе же его лежит забота о будущем урожае. Масленичное изобилие, обильная, даже неумеренная еда и питье должны были способствовать плодородию земли. Масленицу встречали блинами уже в воскресенье перед мясопустной неделей, приговаривая: "Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!«
Следующие три дня шла подготовка к празднику: привозили дрова для костров, убирали избы. В дни широкой масленицы (с четверга по воскресенье) нарядно одетая толпа высыпала на улицу, где проходили все развлечения: праздничные гуляния, ярмарки, катание с горок, кукольные и театральные представления, кулачные бои, военные игры, шествия ряженых. В дом заходили только погреться да вкусно поесть.
Блины были обязательной едой на Масленице. Блинами угощали гостей, соседей, знакомых. Чучелу Масленицы нередко давали в руки блин или сковороду. О Масленице пели: "На горах катаемся, блинами объедаемся". Во многих местах первый блин ели за упокой усопших.
В последние дни Масленицы по улицам разгуливали ряженые: "медведи", "козы", девушки одевались мужчинами, парни – девушками, рядились также купцами, баринами, цыганками. Главная цель ряжения была повеселиться и посмешить окружающих.
Слайд 15На горах катаемся, блинами объедаемся
Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы
На горах катаемся, блинами объедаемся
Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы
Масленица
Блинная неделя
Каждый день масленичной недели имел собственное название: понедельник – "встреча", вторник – "заигрыши", среда – "лакомка", четверг – "разгул", "перелом", "широкий четверг", пятница – "тещины вечерки", суббота – "золовкины посиделки", воскресенье – "проводы", "прощеный день".
В первый день праздника встречали Масленицу. Делали из соломы и старой одежды чучело Масленицы – олицетворение зимы, ее на санях возили по деревне с причитаниями: "Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семи санях козырных, во широкой лодочке, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться". Дети приветствовали ее радостными криками: "Приехала Масленица!" Во вторник, на заигрыши, дети, парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. В среду тещи приглашали своих зятьев на блины. Это угощение показывало их взаимную любовь и уважение. Самый разгар праздника приходился на четверг. В этот день по деревням снова возили соломенное чучело в сопровождении санного поезда с ряжеными.
В пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали своих тещ блинами, а на следующий день, в субботу, молодая невестка принимала у себя родных мужа.
В воскресение устраивали проводы Масленицы. Снова на санях возили по деревням соломенное чучело в сопровождении ряженых и детей. За околицей чучело торжественно сжигали.
Слайд 16Братчины
В деревнях нередко устраивали коллективные застолья – братчины. Братчиной, или кануном, называли общинные
Братчины
В деревнях нередко устраивали коллективные застолья – братчины. Братчиной, или кануном, называли общинные
На горах катаемся, блинами объедаемся
Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом. От обилия масленой пищи праздник и получил свое название.
Масленица
Слайд 17Кулачные бои
Традиционной русской богатырской забавой был кулачный бой. Мужчины делились на две
Кулачные бои
Традиционной русской богатырской забавой был кулачный бой. Мужчины делились на две
На горах катаемся, блинами объедаемся
Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом. От обилия масленой пищи праздник и получил свое название.
Масленица
Слайд 18Масленичные катания на лошадях
Красивое зрелище представляли масленичные катания на лошадях. Катания в Масленицу
Масленичные катания на лошадях
Красивое зрелище представляли масленичные катания на лошадях. Катания в Масленицу
На горах катаемся, блинами объедаемся
Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом. От обилия масленой пищи праздник и получил свое название.
Масленица
и носились по деревням: развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни, частушки, прибаутки. Парни показывали девушкам свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани.
Катались обычно часов пять–шесть, прерываясь на короткое застолье в домах родственников и давая отдых лошадям. Накатавшись, молодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье.
Ни на одном празднике в году не уделялось столько внимания молодым супругам, как на Масленице. Считалось: "Где больше молодых – той деревне и чести больше". Молодожены обязательно должны были участвовать в катаниях, показываться народу в своих лучших нарядах. Их заставляли целоваться перед тем, как скатиться с горы, это называлось "посолить рыжиков". Своим участием в празднике молодожены должны были разбудить природу, содействовать ее расцвету и плодоношению.
Слайд 19Катания с ледяных горок
Традиционной забавой во время праздников были катания с ледяных
Катания с ледяных горок
Традиционной забавой во время праздников были катания с ледяных
На горах катаемся, блинами объедаемся
Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом. От обилия масленой пищи праздник и получил свое название.
Масленица
Слайд 20Прощеное воскресенье
В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у
Прощеное воскресенье
В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у
На горах катаемся, блинами объедаемся
Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом. От обилия масленой пищи праздник и получил свое название.
Масленица
Слайд 21Прощание с Масленицей
Костер издревле символизировал солнце, которое должно было пробудить природу. Поэтому
Прощание с Масленицей
Костер издревле символизировал солнце, которое должно было пробудить природу. Поэтому
На горах катаемся, блинами объедаемся
Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом. От обилия масленой пищи праздник и получил свое название.
Масленица
В древности уничтожение чучела было центральным моментом масленичной обрядности, этим действием прогоняли злое, враждебное человеку и природе: тьму, зиму, смерть. Чучело Масленицы изготавливали из соломы и тряпья, оно представляло собой женскую или мужскую фигуру с ярко выраженными признаками пола. Чучело водружали на старые сани, в которые впрягались деревенские парни и тащили их за околицу. Процессию возглавлял парень в рогоже, изображавший попа. В руках у него был лапоть-"кадило", которым он размахивал, выкрикивая: "Аллилуйя!" За санями с шумом и хохотом следовала толпа деревенских жителей всех возрастов. Они кричали, били кочергой или ухватом в печные заслонки, кривлялись, отпускали непристойные шутки. Прибыв на место, все набрасывались на чучело, разрывали его на части, разбрасывали по полю или сжигали, в некоторых местах соломенное чучело бросали в реку. Глумясь над чучелом Масленицы, люди тем самым старались побороть свой извечный страх перед смертью. Обряд, восходящий своими корнями к глубокой древности, символизировал конец зимних тягот и надежду на теплое лето с обильными урожаем.
В Рязанской губернии вместо чучела жгли сноп соломы, иногда наряженный в женскую старую одежду. Солома в народном сознании была символом растительных сил земли. Смысл сжигания или разбрасывания ее заключался в том, что солому возвращали земле, тем самым давая ей, земле, силу для нового урожая.
Слайд 23Не все коту масленица, будет и Великий пост
Печенье-кресты
Основным обычаем на Средокрестье было
Не все коту масленица, будет и Великий пост
Печенье-кресты
Основным обычаем на Средокрестье было
Печенье "кресты" пекли из ржаной муки, обычно в среду. В народе считали, что эти "кресты" имели особенную силу – благотворно влияли на семена, предназначенные к посеву, на будущий урожай, на здоровье людей и животных, а также обрядовое печенье должно было способствовать плодородию полей и приплоду животных. Обычно пекли по одному "кресту" на каждого члена семьи и еще несколько дополнительно.
Обрядовое печенье могло иметь разные формы. Например, в Рязанской губернии пекли так называемые "хресцы" – пышки с уложенными на них крестообразно полосами из теста, а в другом месте пекли круглую пышку и из нее вырезали крест.
"Кресты" съедали в тот же день (каждый член семьи по "кресту"), иногда давали и скоту. А один или несколько сохраняли до посева, чтобы взять их в поле и там съесть.
В "кресте" нередко запекали зерна хлебных злаков, монету, крестик, сделанный из лучинок, уголь, нитку и другие предметы. По этим предметам гадали, что кого ожидает: монета означала жить богато, лук – к плачу, лучина – к смерти, уголь – "черна жизнь", нитка – дорога. Если зерна злаков сгорали при выпечке, то считали, что на эту культуру не будет урожая.
По "крестам" в некоторых местах определяли, кому начинать сев. Например, засевать яровые должен был человек, которому доставался "крест" с монетой.
Использовали "кресты" также и как целебное средство, и как оберег.
Праздник "Средокрестье" – это середина Великого Поста, установленного церковью в память сорокодневного пребывания Иисуса Христа в пустыне.
Средокрестье
Слайд 24Средокрестие
В начале недели из алтаря выносили напрестольный крест и клали в центре
Средокрестие
В начале недели из алтаря выносили напрестольный крест и клали в центре
Не все коту масленица, будет и Великий пост
Праздник "Средокрестье" – это середина Великого Поста, установленного церковью в память сорокодневного пребывания Иисуса Христа в пустыне.
Средокрестье
Слайд 25Великий пост
В жизни русской деревни Великий пост был особым временем. С его началом
Великий пост
В жизни русской деревни Великий пост был особым временем. С его началом
Не все коту масленица, будет и Великий пост
Праздник "Средокрестье" – это середина Великого Поста, установленного церковью в память сорокодневного пребывания Иисуса Христа в пустыне.
Средокрестье
Слайд 27Как веточка растет, так и ты расти
Верба
В этот день веточки вербы освящали
Как веточка растет, так и ты расти
Верба
В этот день веточки вербы освящали
Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой, день, когда Иисус Христос въехал в Иерусалим.
Вербное воскресение
За вербой ходили обычно рано утром, до солнышка, в Лазареву субботу. Веточки часто украшали бумажными цветами и лентами. Как только освященную вербу приносили домой, ею для здоровья ударяли каждого из домочадцев и в особенности детей. При этом приговаривали: "Не я бью – верба бьет, верба хлёст – бей до слез", "Верба краса, бей до слез, будь здоров!", а стегая ребятишек, говорили: "Как веточка растет, так и ты расти". Ударяли также скот или давали ему съесть веточку или ее почки.
Освященную вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. Считали, что верба изгоняет всякую нечисть.
Слайд 28Печенье-"барашки"
В среднерусской полосе скотину, особенно овец, кормили почками вербы, запеченными в каравай
Печенье-"барашки"
В среднерусской полосе скотину, особенно овец, кормили почками вербы, запеченными в каравай
В Рязанской губернии также существовал обычай в этот день печь из теста небольшие шарики – "орешки", которыми кормили овец, чтобы они принесли по паре ягнят-близнецов каждая. Поэтому Вербное воскресенье называлось еще "ягнячьим праздником".
Повсеместно был распространен обычай в день первого выгона скота веточками вербы ударять скотину, провожая ее со двора. После этого выбрасывать вербу считалось грехом, ее обычно сжигали в печи, пускали по воде или втыкали под крышу хлева, чтобы скотина не блуждала, всегда возвращалась домой и имела приплод.
Как веточка растет, так и ты расти
Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой, день, когда Иисус Христос въехал в Иерусалим.
Вербное воскресение
Слайд 29Верба-спасительница
Вербе приписывали способность повышать урожайность
и плодородие земли, для этого после выгона
Верба-спасительница
Вербе приписывали способность повышать урожайность и плодородие земли, для этого после выгона
В некоторых местах верили, что освященная верба может спасти человека и хозяйство от стихии: брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор – град, а брошенная в огонь – прекращает пожар. В народе верили, что освященная верба способна защитить от грозы и молнии не только дом, но и все хозяйство. Пасечники втыкали вербовые ветви вокруг пасеки у плетня, чтобы летом пчелы хорошо роились, чтобы уродилось побольше пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше меда и воска.
Как веточка растет, так и ты расти
Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой, день, когда Иисус Христос въехал в Иерусалим.
Вербное воскресение
Слайд 31Чем душа и тело мается, все Чистым четвергом снимается
Омовение чистой водой
Крестьяне мылись
Чем душа и тело мается, все Чистым четвергом снимается
Омовение чистой водой
Крестьяне мылись
Ранним утром в Великий четверг было принято омываться чистой водой. Воду надо было брать до восхода солнца, как говорили: "пока ворон крыло не омочил и пока детенышей не выкупал", иначе она потеряет свою целебную силу. В южнорусских губерниях умывались и купались обязательно в проточной воде, в ручьях и реках, чтобы "смыть болезни". Девушки до восхода солнца, стараясь никого не встретить, бегали к реке умыться или даже окунуться целиком, чтобы весь год быть красивыми и любимыми.
Великий, или "чистый", четверг – так называют четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого поста.
Чистый четверг
Слайд 32Очистительные обряды
В народе Великий четверг называли "чистым", потому что именно в этот
Очистительные обряды
В народе Великий четверг называли "чистым", потому что именно в этот
Чем душа и тело мается, все Чистым четвергом снимается
Великий, или "чистый", четверг – так называют четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого поста.
Чистый четверг
Слайд 33Четверговая работа
Великий четверг в народном сознании был днем, который определял судьбу людей
Четверговая работа
Великий четверг в народном сознании был днем, который определял судьбу людей
Чем душа и тело мается, все Чистым четвергом снимается
Великий, или "чистый", четверг – так называют четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого поста.
Чистый четверг
их с места на место для того, чтобы лучше родился хлеб, для того, чтобы лучше родился хлеб, чтобы орудия не ломались при работе в поле, были легкими и не утруждали лошадь. Хозяйка обязательно должна была в этот день испечь хлеб, чтобы весь год его было вдосталь. Вообще, чтобы иметь возможность и желание выполнять в течение года повседневные обязанности, с утра четверга взрослые старались переделать множество разных дел: мужчины плели лапти, вили веревки и т.п., женщины подметали избу, пряли, мотали нитки, ткали и шили.
Слайд 34"Четверговая свеча"
Вечером этого дня крестьяне совершали обряды с "четверговой свечой". Во время вечерней
"Четверговая свеча"
Вечером этого дня крестьяне совершали обряды с "четверговой свечой". Во время вечерней
Чем душа и тело мается, все Чистым четвергом снимается
Великий, или "чистый", четверг – так называют четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого поста.
Чистый четверг
Слайд 35Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников",
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников",
Название праздника происходит от еврейского слова "песах", что означает "прохождение, переход, исход". Ветхозаветный праздник Пасхи был установлен иудеями в память об исходе из египетского плена.
Пасха
Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти Его на Кресте и Его Воскресении. В Евангелии говорится о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере. В ночь с субботы на воскресенье несколько женщин вместе с Марией Магдалиной, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, увидели, что пещера пуста. Вдруг перед ними предстали два "мужа" в блистающих одеждах и сказали им: "Что вы ищете живого между мертвых?" Именно в праздничную пасхальную ночь и произошло Воскресение Христа.
Особое значение праздника состоит в победе над смертью и злыми силами, в даровании людям вечной жизни. Он отмечается по лунному календарю, поэтому он не имеет постоянной даты. Начало праздника выпадает на первое воскресенье после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Празднование Пасхи всегда приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая по новому стилю.
Всю Пасхальную неделю ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой, дарили друг другу подарки. Праздничная трапеза проходила весело, но одновременно и чинно: не было никакого излишества в еде и питье, характерного для других престольных праздников.
В Светлое Христово Воскресение вся природа ликует, а солнышко радуется. "Солнышко скачет в Христов день", – говорили крестьяне. Считалось, если солнце "играет", "трепещет" – это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю. Ведь по легенде в день Воскресения Иисуса Христа солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт только через неделю в Фомино воскресенье.
Слайд 36Пасхальное богослужение
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Главным событием праздника является торжественное богослужение
Пасхальное богослужение
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Главным событием праздника является торжественное богослужение
После окончания торжественной службы в храме прихожане поздравляют друг друга со Светлым Христовым Воскресением, трижды целуются и произносят при этом слова, которые говорили друг другу апостолы, когда узнали о Воскресении Христа: "Иисус воскресе!" – "Воистину воскресе!"
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
Слайд 37Девичьи хороводы
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Со дня Пасхи девушки начинали водить
Девичьи хороводы
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Со дня Пасхи девушки начинали водить
С наступлением пасхального утра мир преображался. В аду переставали мучить грешников, двери рая раскрывались, поэтому в народе верили, что умерший в этот день обязательно попадет в рай, каким бы грешником он ни был.
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
Слайд 38Пасхальная трапеза
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Утром вся семья собиралась за пасхальной
Пасхальная трапеза
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Утром вся семья собиралась за пасхальной
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
Слайд 39Пасхальное яйцо
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Яйцо было символом Пасхи, оно считалось
Пасхальное яйцо
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Яйцо было символом Пасхи, оно считалось
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
На Пасху празднично одетая молодежь собиралась на улице. Играли гармошки, девушки и парни плясали, пели песни, играли; особенно популярной была игра в "катание яиц". Суть ее состояла в том, что крашеное яйцо скатывали по деревянному наклонному желобу или просто с невысокой горки. Нужно было так скатить свое яйцо, чтобы сбить с места расставленные полукругом внизу яйца всех участников игры. Если это удавалось, то счастливчик забирал себе сбитое яйцо, если нет – в игру вступал другой участник, а яйцо оставалось на кону. Игра была очень азартной, и некоторые ловкачи набирали за игру до двух, а то и трех десятков яиц. Вероятно, эта игра возникла на основе древних магических действий, когда по полю, засеянному озимыми культурами, катали яйца, чтобы собрать хороший урожай.
Слайд 40Праздничный звон
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
В деревнях в пасхальную ночь, как
Праздничный звон
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
В деревнях в пасхальную ночь, как
С первого дня Пасхи и до субботы разрешалось всем звонить в колокола, поэтому колокольный звон не смолкал с раннего утра и до вечера. В сельской местности в Пасхальную неделю священники обходили Крестным ходом все дома, святили куличи и яйца, кропили все вокруг святой водой, окуривали помещения ладаном кадила. До их прихода не полагалось петь, громко смеяться и веселиться, т.к. это время считалось святым.
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
Слайд 41Катание на качелях
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Традиционной забавой молодежи во время
Катание на качелях
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Традиционной забавой молодежи во время
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
На святой неделюшке
Повесили качелюшки,
Сначала покачаешься,
Потом повенчаешься.
Слайд 42Народный праздник "Красная горка", или "Фомино воскресенье", отмечается в первое воскресенье после Пасхи
Народный праздник "Красная горка", или "Фомино воскресенье", отмечается в первое воскресенье после Пасхи
Праздник Красная горка, или "Фомино воскресение" – первое воскресенье после Пасхи, – посвящен явлению Иисуса Христа апостолу Фоме на восьмой день после чудесного воскресения.
Красная горка
Свое название этот день получил по имени апостола Фомы, единственного из апостолов, который не поверил в чудо Воскрешения Христова. Тогда, чтобы рассеять его сомнения, перед "неверующим Фомой" явился сам Иисус. В этот день в церкви последний раз служат литургию и закрывают царские врата.
В многих губерниях Красная горка была праздником молодежи. Целый день, с восхода до заката, в окрестностях деревень проходили гулянья, сопровождавшиеся хороводами, песнями, качаниями на качелях. При этом считалось обязательным, чтобы в празднике принимали участие все парни и девушки, достигшие брачного возраста. В ряде мест на Красную горку игрались свадьбы, так как этот день считался счастливым для заключения браков.
Слайд 43Выбирай жену не в хороводе, а в огороде
Хороводы
В народе во многих местах
Выбирай жену не в хороводе, а в огороде
Хороводы
В народе во многих местах
Праздник Красная горка, или "Фомино воскресение" – первое воскресенье после Пасхи, – посвящен явлению Иисуса Христа апостолу Фоме на восьмой день после чудесного воскресения.
Красная горка
Считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого они могут не жениться и не выйти замуж, или с ними может приключиться несчастье.
Слайд 44Опахивание села
Во многих местах, чтобы защитить село или деревню от несчастий на
Опахивание села
Во многих местах, чтобы защитить село или деревню от несчастий на
Выбирай жену не в хороводе, а в огороде
Праздник Красная горка, или "Фомино воскресение" – первое воскресенье после Пасхи, – посвящен явлению Иисуса Христа апостолу Фоме на восьмой день после чудесного воскресения.
Красная горка
Слайд 45Праздник "Вознесение Господне" установлен православной церковью в память о вознесении Иисуса Христа
Праздник "Вознесение Господне" установлен православной церковью в память о вознесении Иисуса Христа
Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхи.
Евангелие повествует, что Иисус Христос после своего Воскресения пробыл на земле еще сорок дней, совершая чудеса, встречаясь с апостолами и рассказывая им о Царствии Божием. На сороковой день он пришел со своими учениками в Иерусалим, дошел до Вифании и поднялся на Елионскую гору. Там Иисус дал своим ученикам последнее благословение и вознесся на небо.
Вознесение
В народе говорили, что "от Пасхи до Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а потом улетает". Во многих северорусских губерниях существовали предания о том, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окну и слушает, что люди говорят и делают. В этот период запрещалось плевать и мусорить на улицах, полагалось заботиться об обездоленных и подавать нищим, ведь неизвестно, в каком обличии ходят святые по земле. На Руси к нищим и убогим людям всегда относились душевно, помогали, кто чем мог, т.к. считалось, что нищие – это божьи люди, которым Господь велел ходить по земле, славить его и получать за это пищу и кров.
Слайд 46Печенье-лесенки
Вознесение
Дошла весна до Вознесенья, тут ей и конец пришел
Во многих деревнях Вознесение
Печенье-лесенки
Вознесение
Дошла весна до Вознесенья, тут ей и конец пришел
Во многих деревнях Вознесение
Печенье в виде лесенок, которое крестьяне пекли ко дню Вознесения, часто использовали в разных обрядах и гаданиях. Эти лесенки несли в рожь и там бросали вверх со словами: "Чтоб рожь моя выросла также высоко", а затем съедали. Иногда, чтобы узнать о посмертной судьбе своей души, печенье подбрасывали вверх или сбрасывали на землю с какого-нибудь высокого места. Если все семь ступенек лесенки оставались целыми, то верили, что душа человека попадет после смерти в рай. Количество целых ступенек соответствовало тому, на какое небо попадет душа, если целых ступенек не оставалось, то такой грешной душе была уготовала дорога прямо в ад.
Праздник "Вознесение Господне" установлен православной церковью в память о вознесении Иисуса Христа с горы Елион на небо в присутствии апостолов.
Слайд 47Заклинания на урожай
Вознесение
Дошла весна до Вознесенья, тут ей и конец пришел
В начале
Заклинания на урожай
Вознесение
Дошла весна до Вознесенья, тут ей и конец пришел
В начале
В Московской губернии крестьяне ели на своих нивах яйца и блины, а потом поднимали маленьких детей за уши и спрашивали: "Видишь Москву?" Поднять старались как можно выше и приговаривали: "Расти, рожь, большая, вот этакая".
В Рязанской губернии после молебна у колодца девушки подбрасывали вверх скатерть, чтобы был хороший урожай льна.
Праздник "Вознесение Господне" установлен православной церковью в память о вознесении Иисуса Христа с горы Елион на небо в присутствии апостолов.
Слайд 48Церковный колокол
Вознесение
Дошла весна до Вознесенья, тут ей и конец пришел
От Пасхи до
Церковный колокол
Вознесение
Дошла весна до Вознесенья, тут ей и конец пришел
От Пасхи до
Русские крестьяне верили, что во время церковной службы в праздник Вознесения над каждой церковью разверзаются небеса и к ее куполу с неба опускается лестница, по которой сходят архангелы и становятся с двух сторон у ее основания в ожидании Христа. И как только в церкви ударит колокол, Христос возносится на небеса, сопровождаемый небесным воинством. Но видеть это дано, говорили в народе, только благочестивым людям.
Праздник "Вознесение Господне" установлен православной церковью в память о вознесении Иисуса Христа с горы Елион на небо в присутствии апостолов.
По народным представлениям в праздник Вознесения весна заканчивалась, начиналось лето, говорили: "Дошла весна-красна до Вознесенья, тут ей и конец пришел". В народе верили, что, провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, говорили так: "К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают – Христа-батюшку в небесные сады потаенной молитвой провожают". Ночь на Вознесение считалась соловьиною, верили, что в эту ночь соловьи громче и звонче поют.
Слайд 49Семик–Троица у русских был самым важным народным летним праздником. Эти дни от
Семик–Троица у русских был самым важным народным летним праздником. Эти дни от
Семик – старинный народный праздник, который отмечался за три дня до Троицы или в седьмой четверг после Пасхи (откуда и происходит его название).Троица, или "Пятидесятница", – один из наиболее важных праздников православной церкви – отмечается
Семик-Троица
на пятидесятый день после Пасхи. Она была введена в обрядовую практику православной церкви в начале XV в. Сергием Радонежским. В этот день церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Согласно христианской легенде, на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа апостолы собрались в доме Божьей Матери, чтобы ещё раз помянуть Иисуса. Там на них сошел Святой Дух, после чего они стали славить Господа на разных языках, дотоле им неизвестных. Святой Дух дал апостолам способность и силу нести учение Христа другим народам.
Дни от Семика до Троицы в народном календаре составляли единый праздничный цикл, в котором Семик был началом, а Троица – завершением праздника. "У нас в году два праздника, – пели в народе, – Семик да Троица".
По старинному обычаю в эти дни украшали зеленью дома и снаружи, и внутри, а также улицы. Около домов ставили срубленные деревца, пол постилали травой. Этот обычай вошел и в церковный ритуал: зеленью украшали церковь, устилали в ней пол травой, а к обедне (так в народе называли литургию) ходили с букетом цветов.
В деревнях в этот день проходили гулянья с трапезой в лесу или в поле. Парни и девушки вместе пекли караваи, делали сырники, варили пиво, настаивали брагу и бузу (хмельной напиток из гречневой муки). Гулянье сопровождалось песнями, плясками, хороводами, гаданием.
Слайд 50Поминовение усопших
У нас в году два праздника – Семик да Троица
Семик считается древним
Поминовение усопших
У нас в году два праздника – Семик да Троица
Семик считается древним
Семик–Троица у русских был самым важным народным летним праздником. Эти дни от Семика до Троицы называли также "зелеными святками", так как праздник был посвящен расцвету природных сил.
Семик-Троица
Слайд 51Завивание березы
В Семик девушки совершали обряд завивания березки. Они шли в лес и
Завивание березы
В Семик девушки совершали обряд завивания березки. Они шли в лес и
У нас в году два праздника – Семик да Троица
Семик–Троица у русских был самым важным народным летним праздником. Эти дни от Семика до Троицы называли также "зелеными святками", так как праздник был посвящен расцвету природных сил.
Семик-Троица
Слайд 52Гадание на венках
Девушки вили венки из березовых веток, каждая для себя, надевали
Гадание на венках
Девушки вили венки из березовых веток, каждая для себя, надевали
У нас в году два праздника – Семик да Троица
Семик–Троица у русских был самым важным народным летним праздником. Эти дни от Семика до Троицы называли также "зелеными святками", так как праздник был посвящен расцвету природных сил.
Семик-Троица
Слайд 53Кумление
В Семик при завивании березок совершался обряд кумления. Кумление было особой формой
Кумление
В Семик при завивании березок совершался обряд кумления. Кумление было особой формой
У нас в году два праздника – Семик да Троица
Семик–Троица у русских был самым важным народным летним праздником. Эти дни от Семика до Троицы называли также "зелеными святками", так как праздник был посвящен расцвету природных сил.
Семик-Троица
Слайд 54Березовые ветки
В центре праздника у русских была береза, они верили, что это
Березовые ветки
В центре праздника у русских была береза, они верили, что это
У нас в году два праздника – Семик да Троица
Семик–Троица у русских был самым важным народным летним праздником. Эти дни от Семика до Троицы называли также "зелеными святками", так как праздник был посвящен расцвету природных сил.
Семик-Троица
Слайд 55На Иванов день – праздник рождества Иоанна Крестителя – приходится на день
На Иванов день – праздник рождества Иоанна Крестителя – приходится на день
Один из важнейших народных праздников – праздник летнего солнцестояния – отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю). Свое название – Иванов день, Иван Купала, Иван Травный – этот древний праздник получил от чествования в этот день православной церковью рождества св. Иоанна Крестителя, последнего в череде пророков, возвестивших о приходе Мессии. Над всеми, кто поверил в это известие, Иоанн совершал обряд крещения в реке Иордан, среди крещенных был и Иисус Христос.
Иванов день
Праздник летнего солнцеворота, когда солнце достигало своего зенита, когда устанавливались самый длинный день и самая короткая ночь в году, широко отмечался всеми европейскими народами. Например, во Франции ивановский костер зажигал сам король.
У всех европейских народов основные элементы праздника были одни и те же, что свидетельствует о его очень древней основе. Повсюду праздник справлялся ночью, обязательно жгли костры, пели и плясали вокруг них, прыгали через них, купались или обливались водой, плели венки, собирали травы.
Слово "Купала" происходит от глагола "купать", в основе которого лежит индоевропейский корень "kup", означающий "кипеть", "вскипать", "страстно желать". Православная церковь долгое время пыталась искоренить откровенно языческий характер праздника, однако напоминания о нем сохранились в русских легендах и сказках.
Под Иванов день собирали травы для лечения. Недаром этот день еще называли Иван Травник. Считали, что травы в это время приобретали особую целебную силу. Букеты из ивановских целебных трав хранили в течение года.
Полезным считалось на Ивана Травника до восхода солнца умыться росой, походить по росе босиком. Росу на Ивана Купалу собирали впрок, для этого на траву клали ткань и, когда она намокала, выжимали в ведро. Сбор трав сопровождался магическими действиями, произнесением заклинаний и заговоров. Женщинам полагалось собирать травы обнаженными или в одних рубахах, с распущенными волосами. Ивановские травы использовались и для оберега. Например, собирали полынь, так как считали, что ее боятся ведьмы и русалки. Полынь носили при себе, вплетали в венки, втыкали в стены домов, ставили у дверей, чтобы загородить путь ведьмам.
Слайд 56Цветение папоротника
Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде
Летнее солнцестояние – особенный
Цветение папоротника
Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде
Летнее солнцестояние – особенный
На Иванов день – праздник рождества Иоанна Крестителя – приходится на день летнего солнцестояния, самый длинный день в году.
Иванов день
Слайд 57Купальские костры
В древности у восточных славян Иванов день носил название "Ярилин". Это
Купальские костры
В древности у восточных славян Иванов день носил название "Ярилин". Это
Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде
На Иванов день – праздник рождества Иоанна Крестителя – приходится на день летнего солнцестояния, самый длинный день в году.
Иванов день
Слайд 58Гадание на венках
В продолжение всего праздника на головах девушек были венки. Венки,
Гадание на венках
В продолжение всего праздника на головах девушек были венки. Венки,
Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде
На Иванов день – праздник рождества Иоанна Крестителя – приходится на день летнего солнцестояния, самый длинный день в году.
Иванов день
Слайд 59Купальные обряды
В Иванов день всем полагалось купаться. Это был тоже очистительный обряд.
Купальные обряды
В Иванов день всем полагалось купаться. Это был тоже очистительный обряд.
Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде
На Иванов день – праздник рождества Иоанна Крестителя – приходится на день летнего солнцестояния, самый длинный день в году.
Иванов день
Слайд 60Первый спас отмечался Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове,
Первый спас отмечался Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове,
В августе в церковном календаре представлены три праздника, посвященные Иисусу Христу.
14 августа (1 августа по старому стилю) отмечается праздник "Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня". В этот день вспоминают о трех христианских святынях: Кресте Господнем, образе Спасителя и иконе Божьей матери, которые помогли византийскому императору Мануилу одержать победу над язычниками, а Андрею Боголюбскому завоевать волжских булгар в 1164 г. Кроме того, в этот день в 988 г. было совершено крещение Руси Владимиром Мономахом. На Руси в народе этот праздник называли по-разному: первым, мокрым, медовым, хлебным Спасом.
Первый спас
Медовый спас
Слайд 61Медовый спас
Пришел Первый Спас, держи шубу про запас
Первый Спас именовали медовым, потому
Медовый спас
Пришел Первый Спас, держи шубу про запас
Первый Спас именовали медовым, потому
Первый спас отмечался Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове, образе Спасителя и иконе Божьей Матери.
Первый спас
Слайд 62Крестный ход
В этот день в церквях торжественно выносили крест и совершали крестные
Крестный ход
В этот день в церквях торжественно выносили крест и совершали крестные
Пришел Первый Спас, держи шубу про запас
Первый спас отмечался Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове, образе Спасителя и иконе Божьей Матери.
Первый спас
Слайд 63Начало уборки урожая
В районах, где к этому времени собрали овощи и хлеба, было
Начало уборки урожая
В районах, где к этому времени собрали овощи и хлеба, было
Пришел Первый Спас, держи шубу про запас
Первый спас отмечался Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове, образе Спасителя и иконе Божьей Матери.
Первый спас
Слайд 64В этот день отмечается праздник Преображения Господня, который посвящен чудесному преображению Иисуса
В этот день отмечается праздник Преображения Господня, который посвящен чудесному преображению Иисуса
19 августа (6 августа по старому стилю) православная церковь отмечает праздник Преображения Господня, который связан с библейской легендой о том, что, находясь в Галилее, Иисус со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном Богословом отправились помолиться на гору Фавор, где на глазах учеников совершилось чудо. Апостолы увидели своего преображенного учителя и двух ветхозаветных пророков Моисея и Илью, говоривших с ним о последних днях его земной жизни.
В народе этот праздничный день называли Вторым Спасом, но чаще "яблочным". К этому дню поспевали яблоки и другие плоды и овощи. Их несли для освящения в церковь, после этого плоды разрешалось есть.
Второй спас
Слайд 65Яблочный спас
Яблочное семя знает свое время
Яблоки, освященные в день Преображения, назывались "спасовскими".
Яблочный спас
Яблочное семя знает свое время
Яблоки, освященные в день Преображения, назывались "спасовскими".
В этот день отмечается праздник Преображения Господня, который посвящен чудесному преображению Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы в присутствии учеников.
Второй спас
Слайд 66Спас Нерукотворный, или Третий Спас, отмечается в память о перенесении в Константинополь из Месопотамии
Спас Нерукотворный, или Третий Спас, отмечается в память о перенесении в Константинополь из Месопотамии
29 августа (16 августа по старому стилю) православной церковью отмечается праздник, посвященный Нерукотворному образу Иисуса Христа, чудесным образом возникшему на полотенце, которым он отер свое лицо. Это полотенце как святыня было перенесено в Константинополь из Месопотамии. По древнему преданию в этот день Авгарь, властитель города Едессы, где хранилось священное полотенце, исцелился от проказы, едва прикоснувшись к нему. В народе этот праздник назывался еще "холщовым", "хлебным" или "ореховым" Спасом.
Третий спас
Слайд 67Торговля полотном
Третий Спас – хлеба припас
Третий Спас назывался "холщовым" или "Спасом на полотне",
Торговля полотном
Третий Спас – хлеба припас
Третий Спас назывался "холщовым" или "Спасом на полотне",
Спас Нерукотворный, или Третий Спас, отмечается в память о перенесении в Константинополь из Месопотамии христианской святыни – полотенца, которым Иисус Христос отер лицо и на котором отпечатался его лик.
Третий спас
Слайд 68Сбор лесных орехов
Третий Спас называли "ореховым", так как к этому дню поспевали лесные
Сбор лесных орехов
Третий Спас называли "ореховым", так как к этому дню поспевали лесные
Третий Спас – хлеба припас
Спас Нерукотворный, или Третий Спас, отмечается в память о перенесении в Константинополь из Месопотамии христианской святыни – полотенца, которым Иисус Христос отер лицо и на котором отпечатался его лик.
Третий спас
Слайд 69Первый каравай
Третий Спас назывался "хлебным", потому что в некоторых местах к этому дню
Первый каравай
Третий Спас назывался "хлебным", потому что в некоторых местах к этому дню
Третий Спас – хлеба припас
Спас Нерукотворный, или Третий Спас, отмечается в память о перенесении в Константинополь из Месопотамии христианской святыни – полотенца, которым Иисус Христос отер лицо и на котором отпечатался его лик.
Третий спас
Слайд 70Православный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня посвящен дню, когда патриарх Макарий
Православный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня посвящен дню, когда патриарх Макарий
Воздвижение
"Воздвижение" – народное название православного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). В IV в. святая Елена, мать римского императора Константина, нашла Крест, на котором был распят Иисус Христос. Крест оказался животворящим, и, так как каждый хотел увидеть его, патриарх Макарий "воздвиг" крест, т.е. поднял его над головами молящихся. В память этого события и был учрежден праздник Воздвижения.
По народному преданию, на Воздвижение происходит битва между "честью" и "нечестью", поднимаются ("воздвигаются") одна на другую две силы: "правда" и "кривда". Победу одерживает "правда" с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня. В день Крестовоздвижения полагалось задуматься о своих грехах и поститься. Говорили: "Кто скороми на Воздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощается".
Слайд 71Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет
С давних пор на Воздвижение совершались
Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет
С давних пор на Воздвижение совершались
Крестные ходы
Православный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня посвящен дню, когда патриарх Макарий "воздвиг" над головами молящихся Крест, на котором был распят Иисус Христос.
Воздвижение
Слайд 72Зазимки
В народных представлениях Воздвижение связано со словом "движение", что нашло свое отражение
Зазимки
В народных представлениях Воздвижение связано со словом "движение", что нашло свое отражение
Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет
Православный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня посвящен дню, когда патриарх Макарий "воздвиг" над головами молящихся Крест, на котором был распят Иисус Христос.
Воздвижение
Слайд 73Капустный праздник
Воздвижение еще называли капустным праздником, потому что с этого дня начинали
Капустный праздник
Воздвижение еще называли капустным праздником, потому что с этого дня начинали
Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет
Православный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня посвящен дню, когда патриарх Макарий "воздвиг" над головами молящихся Крест, на котором был распят Иисус Христос.
Воздвижение
Слайд 74Петров день – народное название великого православного праздника, посвященного памяти апостолов Петра и
Петров день – народное название великого православного праздника, посвященного памяти апостолов Петра и
Большой православный праздник, посвященный памяти апостолов Петра и Павла, самых известных проповедников христианства, приходился на 12 июля (29 июня по старому стилю). Апостол Петр был ближайшим учеником Иисуса Христа. Он присутствовал при его Преображении на горе Фавор и первым провозгласил его "Христом, сыном Божьим". После Воскресения Иисуса Христа Петр стал
Петров день
проповедником его учения и возглавил одну из первых христианских общин, за что был распят на кресте во времена императора Нерона (ок. 65 г.). По церковному преданию святой Петр владеет ключами от Царства Небесного.
Апостол Павел, которого сначала звали Савл, долгое время не признавал Христа, однако впоследствии стал одним из величайших проповедников христианства в Средиземноморье и Малой Азии.
В русской глубинке обряды Петрова дня перекликались с обрядами Семика-Троицы и Иванова дня. В глубокой древности это был единый праздник, длившийся несколько дней, связанный с летним солнцестоянием и поклонением богу Солнца. Введение Православной церковью петровского поста, начинающегося через неделю после Троицы и длившегося вплоть до Петрова дня, разорвало на части этот некогда единый летний цикл языческих празднеств.
Слайд 75Рыбацкий праздник
С Петрова дня в поле пожня (покос)
"Петров день" – народное название праздника,
Рыбацкий праздник
С Петрова дня в поле пожня (покос)
"Петров день" – народное название праздника,
Петров день – народное название великого православного праздника, посвященного памяти апостолов Петра и Павла, которые приняли мученическую смерть по приказу римского императора Нерона.
Петров день
Слайд 76Молодежные празднества
В канун Петрова дня вся молодежь деревни отправлялась за околицу и, расположившись
Молодежные празднества
В канун Петрова дня вся молодежь деревни отправлялась за околицу и, расположившись
На Петров день был обычай купать молодоженов и обливать друг друга водой. К Петрову дню обязательно строились качели, это были последние весенние качели; до следующей весны их больше не устраивали.
С Петрова дня в поле пожня (покос)
Петров день – народное название великого православного праздника, посвященного памяти апостолов Петра и Павла, которые приняли мученическую смерть по приказу римского императора Нерона.
Петров день
Слайд 77Косьба
Петров день также был началом сенокоса. Считалось, что до Петрова дня луга
Косьба
Петров день также был началом сенокоса. Считалось, что до Петрова дня луга
Сенокос в жизни крестьян был одним из самых веселых и радостных событий. Девушки и женщины на сенокос одевались, как на праздник, в лучшие праздничные одежды. Не отставали от них и мужчины, они надевали чистые праздничные рубахи, волосы аккуратно причесывали. В старину повсеместно праздничная мужская рубаха была красного цвета, такую же одевали на покос.
Перед тем как начать косить, крестьяне молились, крестились на все четыре стороны, а затем говорили: "Коси, коса, пока роса, роса долой, коса домой", с таким же благоговением крестьяне заканчивали покос. В есенинских местах косцы собирались вместе по окончании покоса, становились на колени, молились Богу, просили друг у друга прощение, потом звонили в косы, т.е. били коса об косу, и с песнями возвращались домой.
В старые времена косьба была чисто мужским занятием. Когда косили, соревновались в мастерстве владения косой. Женщины на покосе разбивали скошенную траву для высушивания, а после огребали сено граблями.
С Петрова дня в поле пожня (покос)
Петров день – народное название великого православного праздника, посвященного памяти апостолов Петра и Павла, которые приняли мученическую смерть по приказу римского императора Нерона.
Петров день
Слайд 78Семенов день по церковному календарю отмечается в память святого Симеона Столпника. Но
Семенов день по церковному календарю отмечается в память святого Симеона Столпника. Но
Семенов день
14 сентября (1 сентября по старому стилю) по церковному календарю отмечается день святого Симеона Столпника. Этот христианский подвижник V века вел исключительно аскетический образ жизни. В 18 лет он стал иноком. Сначала он жил на дне высохшего колодца, затем в каменной пещере, а потом в келье, на вершине четырехметрового каменного столба. Сорок лет провел он, не выходя из этой кельи, в молитвах и постах, проповедуя учение Христа приходившим к нему паломникам.
Так как на Руси в течение четырех веков, вплоть до указа Петра I о реформе календаря от 1700 г., это был день окончания старого года ("лета") и начала нового, то Семенов день еще называли "Семен-летопроводец". Крестьяне говорили: "Семен лето провожает".
По Семенову дню определяли последующую погоду: "Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла", "Сухая осень, если на Семен-день сухо".
Слайд 79На Семен день до обеда паши, а после обеда руками маши
В этот
На Семен день до обеда паши, а после обеда руками маши
В этот
Считалось, что с этого дня начиналось настоящее или "старое" бабье лето (продолжавшееся всю неделю до праздника Рождества Богородицы), последний теплый и солнечный период перед начинающимися холодами. Это было время осенних женских работ: женщины мяли и трепали коноплю и лен, мыли в воде и расстилали по лугам. В Семенов день женщины начинали прясть и ткать. С первого дня бабьего лета начинались осенние хороводы и игры.
Осенины
Семенов день по церковному календарю отмечается в память святого Симеона Столпника. Но на Руси в течение четырех веков вплоть до 1700 г. это был день окончания старого года ("лета") и начала нового.
Семенов день
Слайд 80"Живой" огонь
С Семенова дня начинались засидки, т.е. молодежные вечерние посиделки. При этом было принято
"Живой" огонь
С Семенова дня начинались засидки, т.е. молодежные вечерние посиделки. При этом было принято
На Семен день до обеда паши, а после обеда руками маши
Семенов день по церковному календарю отмечается в память святого Симеона Столпника. Но на Руси в течение четырех веков вплоть до 1700 г. это был день окончания старого года ("лета") и начала нового.
Семенов день
Слайд 81Первое пострижение
В этот день в крестьянских семьях существовал обычай постригать мальчиков по
Первое пострижение
В этот день в крестьянских семьях существовал обычай постригать мальчиков по
На Семен день до обеда паши, а после обеда руками маши
Семенов день по церковному календарю отмечается в память святого Симеона Столпника. Но на Руси в течение четырех веков вплоть до 1700 г. это был день окончания старого года ("лета") и начала нового.
Семенов день
Слайд 82Шутливый обряд похорон
В Семенов день устраивали шутливый обряд похорон мух и тараканов.
Шутливый обряд похорон
В Семенов день устраивали шутливый обряд похорон мух и тараканов.
На Семен день до обеда паши, а после обеда руками маши
Семенов день по церковному календарю отмечается в память святого Симеона Столпника. Но на Руси в течение четырех веков вплоть до 1700 г. это был день окончания старого года ("лета") и начала нового.
Семенов день
Слайд 83Православный праздник, посвященный рождеству Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа.
Рождество Богородицы
Православный праздник
Православный праздник, посвященный рождеству Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа.
Рождество Богородицы
Православный праздник
Слайд 84Как родители жили, так и нас благословили
В этот день в народе отмечали
Как родители жили, так и нас благословили
В этот день в народе отмечали
Праздник урожая
Православный праздник, посвященный рождеству Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа.
Рождество Богородицы
Слайд 85Вторые "осенины"
День Рождества Богородицы совпадал с днем осеннего равноденствия, когда было принято
Вторые "осенины"
День Рождества Богородицы совпадал с днем осеннего равноденствия, когда было принято
Как родители жили, так и нас благословили
Православный праздник, посвященный рождеству Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа.
Рождество Богородицы
Слайд 86День рожениц
Раньше крестьянки в этот день в каждом селении устраивали "день рожениц".
День рожениц
Раньше крестьянки в этот день в каждом селении устраивали "день рожениц".
Как родители жили, так и нас благословили
Православный праздник, посвященный рождеству Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа.
Рождество Богородицы
Слайд 87Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен церковью в память о чудесном явлении Богоматери
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен церковью в память о чудесном явлении Богоматери
Покров
14 октября (1 октября по старому стилю) православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник был установлен в память явления Богородицы в храме в Константинополе, когда город был осажден врагом. Богородица простерла над молящимися свой покров – омофор (головной плат) и молилась Господу о спасении людей. Благодаря молитвам и заступничеству Божией Матери город был спасен.
Для крестьянина Покров был одним из самых важных осенних праздников, который был связан с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. Говорили так: "На Покров до обеда осень, а после обеда зима", "На Покров земля снегом покрывается". Примечали, что какова погода на Покров, такова будет и зима.
К этому дню полагалось убрать весь урожай с полей и большую часть урожая с огорода. Кроме того, к зиме готовили и помещения для скота. В Покров принято было ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьева дня. И чтобы уберечь скот от бескормицы и болезней, его закармливали "пожинальником", т.е. последним сжатым снопом. В этот день для предохранения от зимней простуды детей обливали на пороге дома водою сквозь решето.
На Покров в деревню возвращались мужики и парни с летних отхожих промыслов или, наоборот, уходили на заработки в город. С этого дня женщины много времени проводили за прялкой, шитьем, обработкой льна.
Слайд 88На Покров до обеда осень, а после обеда зима
В праздник Покрова Пресвятой
На Покров до обеда осень, а после обеда зима
В праздник Покрова Пресвятой
Явление Богородицы
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен церковью в память о чудесном явлении Богоматери во время осады Константинополя сарацинами, когда она спасла город, закрыв его своим покрывалом.
Покров
Слайд 89Девичий праздник
Понятие "покров" в народном сознании связывалось одновременно и с покрывалом, которым
Девичий праздник
Понятие "покров" в народном сознании связывалось одновременно и с покрывалом, которым
Девушки старались провести праздник Покрова весело. "Если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь", – говорили они. В этот день они одевались в нарядную одежду, собирались в специально отведенном для этого доме, танцевали, пели песни, устраивали игры.
На Покров до обеда осень, а после обеда зима
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен церковью в память о чудесном явлении Богоматери во время осады Константинополя сарацинами, когда она спасла город, закрыв его своим покрывалом.
Покров