Содержание
- 2. История История началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали недалеко от Липецка поселение и привезли
- 3. Вот и в Романове появились гончары, так как вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления
- 4. Романовские сюжеты Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости.
- 5. Современная судьба Постепенно с появлением промышленных образцов посуды гончарный промысел в Романове, так же, как и
- 6. Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на
- 7. Источники информации http://folk-arts.blogspot.com/2011/04/blog-post.html
- 9. Скачать презентацию
Слайд 2История
История началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали недалеко от Липецка
История
История началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали недалеко от Липецка
поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. Так на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище. В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово.
Слайд 3Вот и в Романове появились гончары, так как вокруг было достаточно разнообразной
Вот и в Романове появились гончары, так как вокруг было достаточно разнообразной
глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.
Ну и как всегда ведется в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками - свистульки. Для них использовали только чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Глину тщательно готовили: очищали от примесей, протирали сквозь сито, чтобы не осталось даже маленьких камешков. Затем замачивали в деревянных корытах. После того как глина хорошо пропитывалась водой, с ней можно было работать.
Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
Ну и как всегда ведется в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками - свистульки. Для них использовали только чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Глину тщательно готовили: очищали от примесей, протирали сквозь сито, чтобы не осталось даже маленьких камешков. Затем замачивали в деревянных корытах. После того как глина хорошо пропитывалась водой, с ней можно было работать.
Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
Слайд 4Романовские сюжеты
Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого
Романовские сюжеты
Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого
создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета.
Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
Слайд 5Современная судьба
Постепенно с появлением промышленных образцов посуды гончарный промысел в Романове, так
Современная судьба
Постепенно с появлением промышленных образцов посуды гончарный промысел в Романове, так
же, как и в других местах, пришел в упадок. Стала пропадать и романовская игрушка.
Слайд 6Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был
Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был
введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек.
Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером.
В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком. В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки.
– Местные жители рассказывали, что здесь делали игрушку-свистульку, – говорит Виктор Маркин. – Я стал интересоваться её историей, пробовал сам что-то лепить, но получалось плохо. А тут мне отец говорит: «Что ты голову ломаешь! Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! Сходи к нему».
И вот так Виктор Маркин познакомился со своим будущим учителем, потомственным гончаром Иваном Фёдоровичем Гункиным.
Слайд 7Источники информации
http://folk-arts.blogspot.com/2011/04/blog-post.html
Источники информации
http://folk-arts.blogspot.com/2011/04/blog-post.html