Слайд 2Средневековый город
век
Париж, 15 век
Слайд 4Романский стиль
художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые
страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Слайд 5Характеристика стиля
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной
отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора:
В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства
Увеличение хора или восточной алтарной части храма
Увеличение высоты храма
Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые
Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны
Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
Тяжесть романского собора «угнетает» пространство
Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Слайд 6Аббатство Мария Лаах, Германия
Слайд 7Капелла кающихся грешников.
Больё – сюр -Дордонь
Слайд 8Норманнская крепость, строители неизвестны, X-XIвв., север Франции
Слайд 9Пизанская башня.
Бонанно Диотисальви
1153, достр XIVв.
Италия, Пиза
Слайд 10Замок Брук,
строители неизвестны 1250-1277, Австрия
Слайд 11Замок Сюлли,
строители неизвестны X-XIвв., Франция
Слайд 12Замок Стерлинг,
строители неизвестны, XI-XIIвв., Шотландия
Слайд 13Замок Лидс, строители
неизвестны, XI-XIIвв., Англия
Слайд 14Замок Дадли, строители
неизвестны X-XIвв., Англия
Слайд 15Крепость Конкистадоров,
X-XIвв.,
Германия
Слайд 16Донжо́н
Это главная башня в европейских феодальных замках.
В отличие от башен на
стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной, донжоны обычно выполняли функцию непосредственного жилища феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка — оружейные, главный колодец, склады продовольствия.
Слайд 17Донжо́н
Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также
встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.
Слайд 18Готический стиль
Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и
отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный», который дал начало всему готическому искусству. Из архитектуры готика постепенно проникла в иные виды изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, гравюру, костюм, мебель, орнамент и другие.
Слайд 19Характерные черты
Вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод.
Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.
Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.
С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области.
Уже в поздний романский период, в первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании.
До начала XIV в. преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.
Слайд 21Нотр - Дам де Пари
( Собор Парижской Богоматери)
Слайд 22Нотр - Дам де Пари
( Собор Парижской Богоматери)
Слайд 24Сиенский собор,
зодчие Пизано, Джованни ди Чекко
1220-1377, Сиена
Слайд 25Миланский собор,
зодчие Симон де Орсениго, А. и Ф. дельи Органи, Дж. А.
Амадео, К. Солари, П. Тибальди 1386 - XVв., достр. в XIXв.
Слайд 26Романский стиль
Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый;
Линии: бочарные, полуциркульные, прямые,
горизонтальные и вертикальные;
Форма: прямоугольная, цилиндрическая;
Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом;
Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные;
Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом