Презентация на тему Жостовская роспись

Содержание

Слайд 2

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных
подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Слайд 3

История возникновения

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где

История возникновения Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале,
были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

Слайд 4

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению
металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.

Слайд 6

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело
к упадку промысла.
В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово.

Слайд 7

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном
фоне..

Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции

Слайд 8

Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на

Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на
свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает.

Слайд 9

Существует несколько сложившихся типов композиций.
Цветы могут располагаться гирляндами по периметру

Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса,
подноса,

Слайд 10

собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах.

собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах.

Слайд 12

Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Слайд 13

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы
проходят вальцовку для придания жесткости бортам.

Слайд 14

После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно

После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно
черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.

Слайд 15

Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и

Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и
образцов, полагаясь на собственную фантазию

Слайд 17

Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному)

Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному)
причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Слайд 18

Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или

Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или
скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.

Слайд 19

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные
садовые и мелкие полевые цветы.

Слайд 23

Грунтовка: поднос грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком (на этом этапе выбирают

Грунтовка: поднос грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком (на этом этапе выбирают
цвет фона)

Роспись начинают с замалевка (основные силуэты букета),

Слайд 24

затем тенёжка: накладываются тени,

Прокладка - прописываются светлые места, наносятся плотные мазки,

затем тенёжка: накладываются тени, Прокладка - прописываются светлые места, наносятся плотные мазки,

Слайд 25

Бликовка – прокладываются блики,

тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, так называемая

Бликовка – прокладываются блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, так называемая чертёжка
чертёжка

Слайд 26

а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями

а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями
и т.д. - это привязка

Уборка - в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах.

Слайд 27

После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в

После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в
печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

Слайд 30

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово
Московской области и в Нижнем Тагиле.