Презентация на тему Бартоломео Расстрелли

Содержание

Слайд 2

Растрелли Бартоломео Карло родился в 1675 году во Флоренции в семье

Растрелли Бартоломео Карло родился в 1675 году во Флоренции в семье состоятельного
состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Заметив художественные наклонности сына, отец, отдал его в скульптурную мастерскую, где Растрелли прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал, умел работать в бронзе, постиг художественное литье и ювелирное дело, получил навыки архитектурного проектирования, познакомился со строительной техникой и гидравликой, освоил искусство театрального живописца. Но применить свои способности на родине он не смог: некогда процветавшая Флоренция переживала тяжелый экономический и политический кризис.

Слайд 3

Не нашлось заказов и при папском Дворе в Риме. Растрелли возвращается во

Не нашлось заказов и при папском Дворе в Риме. Растрелли возвращается во
Флоренцию, вскоре женится на испанской дворянке, вместе с ней едет в Париж. Там в 1700 году у них родился сын - Франческо Бартоломео Растрелли, будущий знаменитый архитектор. В 1707 году за надгробие маркизу де Помпону, министру Людовика XIV, которое понравилось вдове и многим влиятельным лицам, Растрелли получил графский титул.

Памятник Растрелли.

Слайд 4

Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не имели заказов.

Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не имели заказов. Петр
Петр 1, заинтересованный в привлечении в Россию художников, и понимая создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту во Франции Н. Зотову, чтобы тот не упустил "потребных и добрых" мастеров.
В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже был принят по договору "с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет".
В его обязанности входило проектирование дворцов, садов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлений. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников.
24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и вскоре занял ведущее положение среди скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда.

Слайд 5

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского острова
острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на конкурс проект здания сената, делал модели гидравлических машин для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии наук, исполнял эскизы маскарадных костюмов, а также занимался скульптурой. Но вскоре французский архитектор Ж.Б. Леблон, приехавший почти одновременно с Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствовавшую победоносному духу петровского царствования с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи.

Дворец в Стрельне

Слайд 6

Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные

Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные
черты. Первой значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова выполненный в конце 1716 года. Годом позже появилась эта работа в бронзе, а в конце 1840-х годов скульптор Витали повторил портрет в мраморе (ГРМ).

бюст А. Д. Меншикова

Слайд 7

Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя, в

Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя, в
1719 году, он снял с него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах. После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "Восковую персону" (ГЭ) - раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Две последние работы интересны как своего рода "документы".

маска Петра I

«Восковая персона» Петра I

Слайд 8

Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723-1729, ГЭ; вариант -

Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723-1729, ГЭ; вариант -
ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б. К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца (Копенгагенский музей).
Портретные бюсты Растрелли - скорее монументальные, а не станковые произведения. В них переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но. и характер целой эпохи.

бюст Петра I

Слайд 9

Много лет работал Растрелли над конным монументом Петра. Еще в 1720 году

Много лет работал Растрелли над конным монументом Петра. Еще в 1720 году
по заказу царя он сделал небольшую модель будущего памятника. В 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф. Б.Растрелли, статую отлили в бронзе. Памятник был установлен Павлом 1 лишь в 1800 году перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью Прадеду - правнук". Это - первый конный памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже знаменитого "Медного всадника".

модель будущего памятника

памятник Петра I

Слайд 10

В 1741 году скульптор закончил работу над статуей "Анна Иоанновна с

В 1741 году скульптор закончил работу над статуей "Анна Иоанновна с арапчонком"
арапчонком" (ГРМ), в которой органично соединились портретная характеристика и монументальное обобщение. Если в образе Петра и его сподвижников - порыв и горение, то в названном произведении - олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России.

"Анна Иоанновна с арапчонком"

Слайд 11

Портретные работы - не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал

Портретные работы - не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал как
как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Творчество Растрелли заметно сказалось и на развитии медальерного искусства России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. По мысли Петра "столп в память Северной войны" должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучей Российской империи. Но после смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны".

Слайд 12

Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была

Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была венчать
венчать статуя Петра I. Однако Триумфальный столп так и не поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была даже закончена модель статуи. Только в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже. Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала эту работу Андрею Нартову - талантливому резчику и токарному мастеру. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли.