Презентация на тему Гжель

Содержание

Слайд 2

Цели и задачи урока:

Дать начальные сведения о народном промысле России – гжельская

Цели и задачи урока: Дать начальные сведения о народном промысле России –
керамика;
Понятие о стилизации;
Освоить декоративную роспись характерную для гжели, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи;
Закрепить полученные знания;
Развивать творческие способности учащихся

Слайд 3

История промысла

Гжель — один из старейших
центров русского народного

История промысла Гжель — один из старейших центров русского народного керамического искусства.
керамического искусства.
Гжельский промысел известен с
XIV в. Основные черты
гжельского гончарного мастерства
складываются в XVI—XVII вв.
На основе гжельских высококачественных глин здесь родилось производство многокрасочной русской майолики. В XVIII в. керамический промысел Гжели приобретает наибольший расцвет.

Слайд 4

В ассортименте гжельских мастеров

появились квасники, тарелки и игрушки, расписанные керамическими красками. Иногда

В ассортименте гжельских мастеров появились квасники, тарелки и игрушки, расписанные керамическими красками.
квасники украшали лепными фигурками, отмеченными богатством фантазии народных художников,
и тогда изделия становились подлинными шедеврами.

Слайд 5

В конце XVIII в. развивается в Гжели производство
украшенного бесцветной прозрачной

В конце XVIII в. развивается в Гжели производство украшенного бесцветной прозрачной глазурью
глазурью полуфаянса, стилистическая особенность которого формируется в течение
всего XIX в.

Слайд 6

Сейчас в Московской области производством художественных в изделий из керамики занимаются

Турыгинский завод

Сейчас в Московской области производством художественных в изделий из керамики занимаются Турыгинский
художественной керамики в деревне Турыгино и
Гжельский гончарный завод в деревне Трошково Раменского района.

Слайд 7

Современные мастера

развивают ценное наследие народного промысла. Они изготавливают разнообразные художественные изделия из

Современные мастера развивают ценное наследие народного промысла. Они изготавливают разнообразные художественные изделия

фарфора, фаянса, майолики и терракоты. Каждый мастер работает в своей манере, что делает изделия уникальными.

Слайд 8

Для производства изделий используют

привозное сырье — просяновский или глуховецкий каолин, часовъярскую глину,

Для производства изделий используют привозное сырье — просяновский или глуховецкий каолин, часовъярскую
карельский полевой шпат, просяновские кварцевые отходы с добавлением шамота (молотых черепков утильного обжига). Основная техника изготовления изделий — литье в гипсовых формах.

Слайд 9

Пористый гипс впитывает влагу, шликер (жидкая форфоровая масса) постепенно затвердевает и приобретает

Пористый гипс впитывает влагу, шликер (жидкая форфоровая масса) постепенно затвердевает и приобретает
очертания формы.

Фарфоровые изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия.

Слайд 10

Надглазурная роспись выполняется по белому фону или одним золотом по темно-синей глазури.

Надглазурная роспись выполняется по белому фону или одним золотом по темно-синей глазури.

Слайд 29

Гжельские мотивы лучше всего рисовать на бумаге синей гуашью (лазурь железная).

Узор

Гжельские мотивы лучше всего рисовать на бумаге синей гуашью (лазурь железная). Узор «Сеточка»
«Сеточка»

Слайд 30

Каждая кисть используется только для определенного элемента:

№ 1, 2 — усики,

Каждая кисть используется только для определенного элемента: № 1, 2 — усики, завитки.
завитки.

Слайд 31

Краску для росписи следует разводить на палитре. В учебных целях можно воспользоваться

Краску для росписи следует разводить на палитре. В учебных целях можно воспользоваться акварелью. Узор в полосе
акварелью.

Узор в полосе

Слайд 32

№ 3, 4 — «капельки»

Этот сплошной мазок создается определенным ритмическим движением

№ 3, 4 — «капельки» Этот сплошной мазок создается определенным ритмическим движением
кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги.

Слайд 33

Узоры из капелек

Простым примакиванием такого эффекта получить невозможно. «Капельку» можно назвать узким

Узоры из капелек Простым примакиванием такого эффекта получить невозможно. «Капельку» можно назвать узким мазком.
мазком.

Слайд 34

№ 4, 5 — декоративные веточки

Красота и выразительность гжельского мазка

№ 4, 5 — декоративные веточки Красота и выразительность гжельского мазка в
в постепенном переходе синего цвета от темного к светлому. Секрет такого мазка в том, что краска набирается на одну сторону кисти. Ее прикладывают всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачивают.

Слайд 35

Этот прием получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями», живописный,

Этот прием получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями», живописный,
или тональный мазок. Он бывает разной конфигурации.

Орнаментальное богатство гжельской росписи достигается во многом за счет сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, четкой штриховкой сеток и разнообразными бордюрами.

Слайд 36

Мазковая роспись. Гжельская роза

№ 8, 9 — лепестки розы;
№ 6, 7

Мазковая роспись. Гжельская роза № 8, 9 — лепестки розы; № 6, 7 - крупные листья;
- крупные листья;

Слайд 37

После того как написан главный цветок, приступают к изображению стебля с листочками.

Декоративные

После того как написан главный цветок, приступают к изображению стебля с листочками.
веточки выполняются «мазком с тенями», а листочки — широким сплошным мазком. Краска для листочков должна быть немного светлее лепестков цветка.

Слайд 38

Завершающий этап — прописка тонких линий завитков, усиков и прожилок, которые придают

Завершающий этап — прописка тонких линий завитков, усиков и прожилок, которые придают росписи изящество и законченность.
росписи изящество и законченность.

Слайд 39

Тематика росписи

— изображение сцен труда и отдыха («Тракторист»,
«Стрижка овец»,
«Косарь», «Чаепитие»),

Тематика росписи — изображение сцен труда и отдыха («Тракторист», «Стрижка овец», «Косарь»,
изображение
диковинных птиц,
портреты городских
жителей и т. д.

Слайд 40

Последовательность росписи птицы

Последовательность росписи птицы