Слайд 2«Бурлаки на Волге»
Сенсацией стала картина Репина "Бурлаки на Волге" (1870–1873); на базе
![«Бурлаки на Волге» Сенсацией стала картина Репина "Бурлаки на Волге" (1870–1873); на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-1.jpg)
многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Слайд 3«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и
![«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-2.jpg)
исторические образы былого "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878–1891
Слайд 4«Иван Грозный и сын его Иван»
Картина написана на сюжет из русской истории
![«Иван Грозный и сын его Иван» Картина написана на сюжет из русской](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-3.jpg)
XVI века. Изображенная сцена соответствует описанию трагического события
Слайд 5 Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848
![Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-4.jpg)
года в городе Красноярске в семье губернского регистратора. В середине XVI века с Дона, с казачьим войском Ермака, предки Сурикова пошли на завоевание Сибири; они сражались с полчищами Кучума, а потом осели на новых землях на постоянное жительство. Предков Сурикова считают одними из основателей города. Они участвовали в знаменитом бунте против царского воеводы Дурново. В честь деда Сурикова, казачьего атамана, один из островов на Енисее назван Атаманским. "В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый", - писал Суриков. Огромное влияние на Василия Ивановича оказала его мать Прасковья Фёдоровна. Она была незаурядным человеком - сильная, смелая, проницательная. Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах.
Слайд 6«Утро стрелецкой казни»
Картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта
![«Утро стрелецкой казни» Картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-5.jpg)
1698 года. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории.
Слайд 7«Вид памятника Петру I на Сенатской площади»
![«Вид памятника Петру I на Сенатской площади»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-6.jpg)
Слайд 8«Боярыня Морозова»
На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам -
![«Боярыня Морозова» На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-7.jpg)
к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет.
Слайд 9 Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял
![Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-8.jpg)
Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
Слайд 10«Витязь на распутье»
«На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати
![«Витязь на распутье» «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-9.jpg)
— нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии» - Из письма Виктора Васнецова.
Слайд 11«Три богатыря»
Васнецов набросал карандашом своего первого "Богатыря", положив тем самым начало "богатырскому
![«Три богатыря» Васнецов набросал карандашом своего первого "Богатыря", положив тем самым начало](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-10.jpg)
циклу", завершившемуся через четверть века "Тремя богатырями", венцом великого подвига художника во славу русского искусства.
Слайд 12«Алёнушка»
"Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто давно жила в моей
![«Алёнушка» "Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто давно жила в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-11.jpg)
голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".
Слайд 13 Исаак Ильич Левитан, наш великий и неповторимый пейзажист родился 18 августа
![Исаак Ильич Левитан, наш великий и неповторимый пейзажист родился 18 августа (30](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-12.jpg)
(30 августа по старому стилю) 1860 года на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне ассимиляционных и просветительских стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х - начало 1860-х годов), отказался от пути религиозного подвижничества. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях.
Слайд 14«Золотая осень»
На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном великолепии.
![«Золотая осень» На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-13.jpg)
По свидетельству исследователей, в творческом наследии художника около ста «осенних» картин. Но, пожалуй, наиболее популярна среди этих работ именно картина «Золотая осень».
Слайд 15«Над вечным покоем»
"В ней - я весь. Со всей своей психикой, со
![«Над вечным покоем» "В ней - я весь. Со всей своей психикой,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287121/slide-14.jpg)
всем своим содержанием..." Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую музыку рождалось произведение, друг художника назвал "реквиемом самому себе".