Презентация на тему Романская архитектура

Содержание

Слайд 2

Термин «Романский стиль» возник в начале XIX в., когда была выявлена связь

Термин «Романский стиль» возник в начале XIX в., когда была выявлена связь
средневековой архитектуры с формами и конструкциями римской.
От лат. romanus — римский.
Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная.
Романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе.

Слайд 3

Романский стиль

Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности.

Романский стиль Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их
Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием. 

Норманнская крепость,
X-XIвв.,
север Франции

Слайд 4

Романский стиль архитектуры

Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей на человека

Романский стиль архитектуры Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей на
своей каменной тяжестью, и в то же время – стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной.
Ее характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проемов.
Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формам.
Мариенкирхе Лаахе. Середина XII в. Германия. Вестверк.

Слайд 5

1. Особенности стиля.

Период – XI – XII вв.
Строгие формы, отсутствие украшений и

1. Особенности стиля. Период – XI – XII вв. Строгие формы, отсутствие
орнамента.
Полукруглые арки.
Толстые стены, узкие окна.
Основные типы зданий – храм, монастырь, замок.

Слайд 6

Романская базилика

Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры. Господствующий тип

Романская базилика Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры. Господствующий
храма – вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви-идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.

Слайд 7

Романская базилика (схема)

Романская базилика (схема)

Слайд 8

В основе плана – базилика.
Увеличение высоты потолка.
Кессонный потолок
сменяется сводчатым.

В основе плана – базилика. Увеличение высоты потолка. Кессонный потолок сменяется сводчатым. Своды коробовые, крестовые, цилиндрические
Своды коробовые, крестовые, цилиндрические

Слайд 9

Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда

Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда
и двумя трансептами.

Дороманская базилика –
романский храм

Запад

Восток

Центральный неф

Трансепт

Апсида

Капеллы

Слайд 11

Портал романской церкви

Портал романской церкви

Слайд 12

Порталы романских церквей имели имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую функцию.
Сцена

Порталы романских церквей имели имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую функцию. Сцена Страшного суда на тимпане
Страшного суда на тимпане

Слайд 13

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов, церкви

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов, церкви
и монастыри. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастыри.

2. Архитектура.

Замок Сюлли, X-XI вв., Франция

Слайд 14

Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание

Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание
романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, на востоке — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями.

Запад

Восток

Собор Мария Лаах – часть аббатства на берегу Лаахского озера, горы Айфель. Аббатство принадлежит ордену бенедиктинцев.
Германия, XI – XII вв.

Слайд 15

Церковь св.Марии, 1093-1200гг., Лаах Германия

Церковь св.Марии, 1093-1200гг., Лаах Германия

Слайд 16

Интерьер собора Марии Лаах.

Интерьер собора Марии Лаах.

Слайд 17

Монастырь Клюни. 1088 – 1131. Бывшее бенедиктинское аббатство. Подчинялось непосредственно папе. На

Монастырь Клюни. 1088 – 1131. Бывшее бенедиктинское аббатство. Подчинялось непосредственно папе. На
его территории была построена самая большая в Европе церковь Петра и Павла: пятинефная базилика. (Разрушена в конце XVIII в.)

Франция – центр средневековой романской архитектуры.

Слайд 18

Бенедиктинцы — старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в VI

Бенедиктинцы — старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в VI
веке. В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при аббатствах вышли практически все выдающиеся ученые того времени, в библиотеках сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического - в аббатстве Сен-Дени.

Слайд 19

Монастырь на о. Мон-сен-Мишель, Франция. В 966 г. был возведен монахами бенедиктинцами.

Монастырь на о. Мон-сен-Мишель, Франция. В 966 г. был возведен монахами бенедиктинцами. Многократно достраивался и перестраивался.
Многократно достраивался и перестраивался.

Слайд 20

Романский собор в Вормсе. Франция.

Романский собор в Вормсе. Франция.

Слайд 21

Замок феодала –неотъемлемая часть средневекового образа жизни

Средоточием жизни в раннем средневековье были

Замок феодала –неотъемлемая часть средневекового образа жизни Средоточием жизни в раннем средневековье
замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн.

Замок Сюлли,
X-XIвв., Франция

Слайд 22

В замке феодала
Замок Вартбург. Тюрингия. 12 век

Архитектурный облик Средневековья трудно представить без

В замке феодала Замок Вартбург. Тюрингия. 12 век Архитектурный облик Средневековья трудно
феодального замка, являющегося частью средневековой жизни. Замок – это не только жилище феодала, но и центр культуры. Здесь проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Многие из них время превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей.

Шато Гайар.Развалины замка. Франция.

Слайд 23

Замок состоял из башни – донжона, в верхних этажах которой жил феодал.

Замок состоял из башни – донжона, в верхних этажах которой жил феодал.
В нижних размещались склады провианта, воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающие замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы. Из-за толщины стен окна походили на амбразуры, используемые в военных целях.

Слайд 24

Для строительства замка выбирались труднодоступные места скалистые кручи, излучины рек, небольшие островки.

Для строительства замка выбирались труднодоступные места скалистые кручи, излучины рек, небольшие островки.

Слайд 25

Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые

Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые
поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.) и другие.

Слайд 26

башня старого донжона в Лоше (X в.)

башня старого донжона в Лоше (X в.)

Слайд 27

Замок Шато-Гайар на Сене (XII в.)

Построен английским королём Ричардом
Львиное Сердце в

Замок Шато-Гайар на Сене (XII в.) Построен английским королём Ричардом Львиное Сердце в 1196—1198 гг.
1196—1198 гг. 

Слайд 28

Аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль

Аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль

Слайд 29

город-крепость Каркассон в Провансе (XII-XIII в.)

город-крепость Каркассон в Провансе (XII-XIII в.)

Слайд 30

Церковь Сен-Нектер, Овернь, Франция, ок. 1080.

Внешний облик романских храмов дополняли башни:

Церковь Сен-Нектер, Овернь, Франция, ок. 1080. Внешний облик романских храмов дополняли башни:
центральная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные.
Характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов.

Слайд 31

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия.
Пизанский собор (XI –

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Пизанский собор (XI
XII в) это пятинефная базилика. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором.

Слайд 32

Величественный ансамбль в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118),

Величественный ансамбль в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118),
баптистерийВеличественный ансамбль в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Санто.

Романский стиль в Италии

Слайд 33

Баптистерий Пизанского собора, представляет собой грандиозную (высота 55 м) круглую (диаметр 33,5

Баптистерий Пизанского собора, представляет собой грандиозную (высота 55 м) круглую (диаметр 33,5
м) конструкцию, посвященную Иоану Крестителю 

Слайд 34

Колокольня (кампанила)

Строительство башни было закончено в 1360г. Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни

Колокольня (кампанила) Строительство башни было закончено в 1360г. Башня имеет 294 ступеньки.
составляет 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания — 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине. Её масса оценивается в 14 453 т. Текущий наклон составляет 3°.

Слайд 35

Пизанская башня – 1173 г. – это колокольня собора в г. Пиза.

Пизанская башня – 1173 г. – это колокольня собора в г. Пиза.
Ее высота составляет 55 м, отклон от вертикальной оси – на данный момент – 4,6м.

Слайд 36

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню»

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню»
в Пизе знает каждый. Пизанский собор (XI-XII вв.)- это пятинефная базилика. Стены облицованы белым и черным мрамором. Шесть ярусов аркад покрывают «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4.5 м).

Слайд 39

Баптистерий (помещение для крещения).
Флоренция, 1000 – 1100 гг.

Баптистерий (помещение для крещения). Флоренция, 1000 – 1100 гг.

Слайд 40

Мозаика баптистерия

Мозаика баптистерия

Слайд 41

Церковь св. Михаила в Гидельсгейме, Германия.
1001 – 1003 гг.

Церковь св. Михаила в Гидельсгейме, Германия. 1001 – 1003 гг.

Слайд 42

Церковь Святого Михаила в Гальдесгейме. Германия. 11 век.

В очертаниях храмов преобладают вертикальные

Церковь Святого Михаила в Гальдесгейме. Германия. 11 век. В очертаниях храмов преобладают
и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. Основными типами романских построек являются храмы и феодальные замки.

Слайд 43

Капелла в Аахене. Германия.
790 – 800 гг.
Редкий случай сохранения архитектуры времени Карла

Капелла в Аахене. Германия. 790 – 800 гг. Редкий случай сохранения архитектуры времени Карла Великого.
Великого.

Слайд 45

Старый собор в Саламанке. Испания, Кастилия,
1160 – 1180.
Этот храм считается вершиной романского

Старый собор в Саламанке. Испания, Кастилия, 1160 – 1180. Этот храм считается
искусства в Испании, хотя в его архитектуре присутствовали черты мавританской архитектуры.