Презентация на тему Сценография Леон Николаевич Бакст

Содержание

Слайд 2

Леон Николаевич Бакст (Лев Самойлович Розенберг) - российский художник, сценограф, книжный иллюстратор,

Леон Николаевич Бакст (Лев Самойлович Розенберг) - российский художник, сценограф, книжный иллюстратор,
мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

Как мало мы знаем об этом художнике! В советской печати глухо упоминалась фамилия Бакста в связи с журналом «Мир искусства», к которому крепко приклеилось определение «декадентский», то есть упаднический.

Слайд 3

Лейб Розенберг родился 10 февраля 1866 года в Гродно (Белоруссия) в религиозной еврейской

Лейб Розенберг родился 10 февраля 1866 года в Гродно (Белоруссия) в религиозной
семье.

Его отец делил время между добросовестным изучением Торы и мелкой коммерцией, которая, однако, не приносила большого достатка.
Его дед, парижский портной эпохи Второй Империи, был отмечен царем во время Крымской кампании и получил приглашение стать портным Российской армии и переехать в Петербург. Именно дед привил мальчику интерес к искусству.

Слайд 4

Портрет графини Келлер.

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией

Портрет графини Келлер. После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая
книг.
На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе акварелистов. В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа

Слайд 5

В 1898 году образуется художественное объединение «Мир Искусства»

Бакст становится его активным

В 1898 году образуется художественное объединение «Мир Искусства» Бакст становится его активным
участником.
Он автор символа
«Мира Искусства» - сидящего на вершине горы орла. Совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала «Мир искусства». Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Слайд 6

«Встреча русских моряков».

Позже он преподавал живопись детям великого князя Владимира, что в

«Встреча русских моряков». Позже он преподавал живопись детям великого князя Владимира, что
значительной степени улучшило его материальное положение. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».

Слайд 7

Древний ужас

Яростные споры критиков вызвала его картина «Ужин» (1902 г.), ставшая своеобразным

Древний ужас Яростные споры критиков вызвала его картина «Ужин» (1902 г.), ставшая
манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина «Древний ужас» (1906-1908 гг.), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.

Слайд 8

Сценография Бакста

В начале XX века Бакст впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму

Сценография Бакста В начале XX века Бакст впервые обратился к сценографии, оформив
«Сердце маркизы» М. Петипа (1902 г.) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903 г.) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902 г.) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904 г.) для Александрийского театра, балет «Антигона» по Софоклу (1904 г.) для Иды Рубинштейн. Александр Бенуа писал: «В этой области Бакст с первых шагов занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».

Слайд 9

Эскиз декорации к балету «Послеполуденный отдых фавна». 1911 г.

Эскиз декорации к балету «Послеполуденный отдых фавна». 1911 г.

Слайд 10

Эскиз декорации к первой постановке «Дафниса и Хлои»

Эскиз декорации к первой постановке «Дафниса и Хлои»

Слайд 11

Тогда же Бакст познакомился с дочерью П.М. Третьякова Любовью Павловной. Начался роман,

Тогда же Бакст познакомился с дочерью П.М. Третьякова Любовью Павловной. Начался роман,
потом был переход Леона в православие, свадьба, рождение сына Андрея, и — развод. После развода, в 1909 году, Бакст демонстративно и скандально порывает с православием и возвращается в иудаизм. На этот скандальный жест власти отреагировали жёстко — выслали его из Санкт-Петербурга как человека еврейской национальности. С тех пор Бакст жил в основном в Париже.

автопортрет

Слайд 12

Эскиз декорации к трагедии « Федра», II акт «Покои Федры», театр «Ренессанс»,

Эскиз декорации к трагедии « Федра», II акт «Покои Федры», театр «Ренессанс», Париж
Париж

Слайд 13

В 1907 году вместе с Серовым он совершил поездку в Грецию, где

В 1907 году вместе с Серовым он совершил поездку в Грецию, где
изучал археологические находки Крито-микенского периода. Бакст открыл для себя (а потом и для всей Европы), что архаическая Греция — это не белый цвет, который все так популяризировали целые столетия, а буйство красок. Именно тогда определились основы стиля Бакста: архаическая греческая раскованность костюма в сочетании с роскошью Востока.

Слайд 14

Русские сезоны

В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе

Русские сезоны В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной
С. П. Дягилева «Русский балет». Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным он был его ближайшим сотрудником Дягилева, а с 1911 года — художественным директором антрепризы. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танее­ва и М. И. Глинки (1909 г.),

Слайд 15

Кустодиев Б.М. Портрет Л.С.Бакста. 1910г.

Кустодиев Б.М. Портрет Л.С.Бакста. 1910г.

Слайд 16

«Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой,

«Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой,

Слайд 17

его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в

его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в
дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин).

Слайд 18

Творчество Бакста оказало значительное влияние на сценографическое искусство России и Франции. В его

Творчество Бакста оказало значительное влияние на сценографическое искусство России и Франции. В
творчестве проявилось стремление к изысканности, стилизации. Для лучших работ художника характерны смелая композиция, яркая красочность, чувство ритма.

Слайд 20

Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином. 1910

Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином. 1910

Слайд 22

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету «Елена Спартанская»

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету «Елена Спартанская»

Слайд 23

Апостол русского модерна.

После Первой мировой войны Бакст оставил Европу и переехал

Апостол русского модерна. После Первой мировой войны Бакст оставил Европу и переехал
работать в Новый Свет, где в частности трудился для труппы прославленной танцовщицы Иды Рубинштейн и выступал с лекциями. В Россию он уже больше не возвращался, а в Париж приехал, признанный всем миром.

Слайд 24

Творческое задание урока - придумать эскиз театрального костюма.

Творческое задание урока - придумать эскиз театрального костюма.