Слайд 2Собор Святой Софии в Киеве
В XI веке собор был 13-ти купольным,
но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды – строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет её одеяния символизирует страдания.
Слайд 3Собор Святой Софии в Киеве
Мозаика ( узор из цветного стекла -
смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: к Христу идут апостолы. Их шаг размерен. Коренастые фигуры исполнены внутренней энергии. Руки застыли в жесте прощения. Глаза обращены к Христу. Апостолы ждут причастия.
Слайд 4Собор Святой Софии в Новгороде
Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и
камня. Он в полтора раза выше Софии Киевской. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него.
Внешний облик новгородской Софии гораздо строже Софии киевской, стены массивнее, лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами.
Слайд 5Собор Святой Софии в Новгороде
Собор изнутри был расписан фресками, от которых
до нашего времени дошли немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков.
Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от обстрела и был разграблен оккупантами.
В настоящее время собор восстановлен, но многие фрески погибли безвозвратно.
Слайд 6Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165
году по приказу Андрея Боголюбского в том месте, где Нерль впадает в Клязьму, в память о его сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами.
Церковь уединённо стоит на бескрайних просторах владимирских равнин, выглядит покинутой и печальной, но имеет мировую славу.
Слайд 7Храм Покрова на Нерли
Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада
(кроме восточного), наверху, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Царь играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Лев будто спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Лев – царь зверей, а Христос – царь небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.
Слайд 8Храм Покрова на Нерли
Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но
весь облик церкви, такой стройный и изысканный, напоминает ее образ, запечатленный церковным писателем Епифанием, особо отличив тонкость ее рук и перстов.
Вобще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным.
Слайд 9Золотые Ворота
Золотые Ворота являются единственным монументом военно-инженерной архитектуры Древней Руси. Золотые
Ворота были построены по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1164 гг.
Вход в Золотые ворота был закрыт дубовыми воротами, покрытыми арабской позолоченной медью.
Ворота служили не только средством фортификации, но и триумфальным въездом в столицу княжества иностранных послов, знатных особ, княжеских войск.
Слайд 10Золотые ворота
Золотые Ворота Владимира – это уникальные из существующих, только единственные
Золотые Ворота, которые «остались в живых» (хотя с некоторыми переделками) из существовавших в Средние века в Иерусалиме, Константинополе, Киеве.
В настоящее время в Золотых Воротах размещена экспозиция военной истории.
Слайд 11Успенский собор
Владимирский Успенский собор был построен на высоком берегу Клязьмы в
1158-1160 гг. при князе Андрее Боголюбском.
В сентябре 1164 года в собор была принесена самая почитаемая икона – икона Богоматери. С тех пор этот образ называется Владимирской иконой Божьей Матери.
Во времена правления Всеволода III, после пожара 1185 года, собор был перестроен и стал пятиглавым.
До 1432 года Московские правители получали титул Великого князя в Успенском соборе.
Слайд 12Успенский собор
Успенский собор сохранил несколько фрагментов фресок неизвестных художников XII века
и творения Андрея Рублёва, блестящего живописца, расписавшего храм в 1408 году.
Фреска - «Страшный суд», по замыслу художника, должна не устрашать, а ободрять верующих, вселяя в них уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.
Слайд 13Успенский собор
В некрополе Успенского собора лежат святые мощи князей Андрея Боголюбского,
Всеволода Большое Гнездо и их родственников, епископов и настоятелей собора.
Владимирский Успенский собор стал моделью для Успенского собора Московского Кремля, построенного итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти в 1475-1479 гг.
Слайд 14Дмитриевский собор
Дмитриевский собор был построен в 1194-1197 гг. по приказу Всеволода
III Большое Гнездо в честь Св. Дмитрия.
Собор использовался как одно из зданий княжеского двора.
Дмитриевский собор ясно воплощает идею могущества Всеволода Большое Гнездо, политическую власть и независимость Владимиро-Суздальского княжества.
Слайд 15Дмитриевский собор
Наиболее выдающаяся черта собора – белокаменная резьба. Из 566 резных
камней лишь 46 изображений связаны с христианской символикой. Много орлов, барсов, крокодилов, сказочных животных.
Вся резьба передает главную идею восхваления красоты и совершенства мира, созданного Богом.