Содержание
- 2. Цель задачи Цель: Ознакомиться со всеми балетами Прокофьева С.С. Задача: Сделать акцент на главных моментах чего?.
- 3. Биография ПРОКОФЬЕВ С.С. 1938Г. ФОТО ВЗЯТО С САЙТА: HTTP://WWW.BELCANTO.RU Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) –
- 4. Балеты «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж) «Трапеция» (1925, Гота), на музыку Квинтета для
- 5. Балеты зарубежного периода
- 6. «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» Chout (The Tale of the Buffoon) Картина с сайта: http://www.belcanto.ru
- 7. Балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915–1920) начал создаваться в России и был завершен за
- 8. «Трапеция» Балет «Трапеция» (1924) отражает тенденцию французского искусства 20-х годов ХХ в. к демократизации академических жанров,
- 9. «Стальной скок» Балет (1925) воплощает тему индустриализации Советской России. И этот балет создавался по инициативе Дягилева.
- 10. Во 2-й картине отражена индустриальная романтика. Главные номера в ней «Фабрика» и «Молоты» – яркий образец
- 11. «Блудный сын» Балет «Блудный сын» (1928) написан по мотивам евангельской притчи (общеизвестная картина Рембрандта «Возвращение блудного
- 12. «На Днепре» Последний балет зарубежного периода творчества – «На Днепре» (1930) – памяти Дягилева. Основа либретто,
- 13. Итог по зарубежным балетам: Все балеты Прокофьева зарубежного периода творчества – одноактные. Почти все они написаны
- 14. Балеты советского периода
- 15. «Ромео и Джульетта» «Ромео и Джульетта». Шекспириана представлена у Прокофьева музыкой к трагедиям «Антоний и Клеопатра»
- 16. «Золушка» «Золушка». Балет создавался в 1940–1944 гг. по сказке Ш. Перро. Традиционный сказочный сюжет, тем более
- 17. \\ Как и в других театральных произведениях Прокофьева, в этом балете переплетаются три линии: лирическая (история
- 18. «Сказ о каменном цветке» Последний балет Прокофьева – создавался в 1948 – 1950 гг. по мотивам
- 19. Итог по балетам советского периода: Все балеты Прокофьева советского периода многоактны, все они написаны на либретто
- 20. Вывод: Балетное творчество композитора отличается особым разнообразием тематики и жанров. В XX в. балет симфонизируется и
- 22. Скачать презентацию
Слайд 2Цель задачи
Цель: Ознакомиться со всеми балетами Прокофьева С.С.
Задача: Сделать акцент на
Цель задачи
Цель: Ознакомиться со всеми балетами Прокофьева С.С.
Задача: Сделать акцент на
Представить основные вехи балетгного творчества композитора: краткая биография
Обозначить балетное творчество зарубежного периода композитора
Охарактеризоать балеты советского периода
Слайд 3Биография
ПРОКОФЬЕВ С.С. 1938Г.
ФОТО ВЗЯТО С САЙТА: HTTP://WWW.BELCANTO.RU
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
Биография
ПРОКОФЬЕВ С.С. 1938Г.
ФОТО ВЗЯТО С САЙТА: HTTP://WWW.BELCANTO.RU
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
Слайд 4Балеты
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж)
«Трапеция» (1925, Гота), на музыку
Балеты
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж)
«Трапеция» (1925, Гота), на музыку
«Стальной скок» (1927, Париж)
«Блудный сын» (1929, там же)
«На Днепре» (1932, Парижская опера),
«Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру; 1938, Брно, на музыку первой и второй сюит; премьера полной версии — 1940, Ленинград)
«Золушка» (1945, Москва)
«Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову; 1954, Москва)
Слайд 5Балеты зарубежного периода
Балеты зарубежного периода
Слайд 6«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»
Chout (The Tale of the Buffoon)
Картина
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»
Chout (The Tale of the Buffoon)
Картина
Либретто С. Прокофьева. Балетмейстеры М. Ларионова и Т. Славинский.
Первое представление: Париж, театр «Гетэлирик», труппа «Русский балет Дягилева», 11 мая 1921 г.
Действующие лица: Шут. Его жена. Семеро шутов. Их жены. Их семеро дочерей. Купец. Коза. Сводни. Семеро солдат.
Слайд 7
Балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915–1920) начал создаваться в
Балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915–1920) начал создаваться в
Слайд 8«Трапеция»
Балет «Трапеция» (1924) отражает тенденцию французского искусства 20-х годов ХХ в.
«Трапеция»
Балет «Трапеция» (1924) отражает тенденцию французского искусства 20-х годов ХХ в.
Слайд 9«Стальной скок»
Балет (1925) воплощает тему индустриализации Советской России. И этот
«Стальной скок»
Балет (1925) воплощает тему индустриализации Советской России. И этот
По жанру «Стальной скок» – агитационный плакатный дивертисмент, несущий на себе печать театрализованных представлений с музыкой, характерных для Советской России начала 20-х годов. В балете 11 номеров, которые группируются в две картины (№ 1–6 и 8–11). Они соединяются сценой, которая делает частью спектакля то, что обычно скрывают от зрителей. Эта сцена называется «Перемена декораций».
Действие 1-й картины происходит на вокзале. На сцене – мешочники, продавцы ирисок и папирос, комиссары и оратор, наконец, появляются два ведущих персонажа – Матрос в браслете и Работница.
Слайд 10 Во 2-й картине отражена индустриальная романтика. Главные номера в ней «Фабрика»
Во 2-й картине отражена индустриальная романтика. Главные номера в ней «Фабрика»
Музыкальные характеристики персонажей несколько шаржированы. Основные жанровые прототипы музыки – частушки и фабричные песни. По мнению Асафьева, в музыке «Стального скока» великолепно схвачено и отражено все жизненно сильное и волевое, что можно услышать в русских плясовых напевах песенно-лирической и частушечной формаций в ее лучших образцах.
Балет был впервые поставлен труппой Дягилева в Париже (1927). На основе музыки балета сделана оркестровая сюита, в которую вошли четыре номера: «Явление участников», «Комиссары», «Матрос в браслете и Работница», «Фабрика».
Слайд 11«Блудный сын»
Балет «Блудный сын» (1928) написан по мотивам евангельской притчи (общеизвестная
«Блудный сын»
Балет «Блудный сын» (1928) написан по мотивам евангельской притчи (общеизвестная
Слайд 12«На Днепре»
Последний балет зарубежного периода творчества – «На Днепре» (1930) –
«На Днепре»
Последний балет зарубежного периода творчества – «На Днепре» (1930) –
Слайд 13Итог по зарубежным балетам:
Все балеты Прокофьева зарубежного периода творчества – одноактные.
Итог по зарубежным балетам:
Все балеты Прокофьева зарубежного периода творчества – одноактные.
Слайд 14Балеты советского периода
Балеты советского периода
Слайд 15«Ромео и Джульетта»
«Ромео и Джульетта». Шекспириана представлена у Прокофьева музыкой
«Ромео и Джульетта»
«Ромео и Джульетта». Шекспириана представлена у Прокофьева музыкой
В отличие от трагедии в балете широко дан бытовой фон и народные сцены, что характерно для более поздних трагедий Шекспира, но не для «Ромео и Джульетты». В балете четыре акта. Как и большинству опер Прокофьева, его балету присуща жанровая полифония – сочетание и переплетение нескольких музыкально-драматургических линий: лирической, кровавой вражды, носителем которой выступает уходящий феодальный мир, скерцозной – веронская молодежь, Меркуцио, олицетворяющие мир Возрождения, бытового фона лирической трагедии.
Слайд 16«Золушка»
«Золушка». Балет создавался в 1940–1944 гг. по сказке Ш. Перро. Традиционный
«Золушка»
«Золушка». Балет создавался в 1940–1944 гг. по сказке Ш. Перро. Традиционный
Ориентация на Чайковского сказалась в опоре композиции на традиционные балетные формы, в чертах стилизации под музыку XVIII в., в сценах придворных увеселений. «Я писал “Золушку” в традициях старого классического балета. В ней есть раs-dе-deux, адажио, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп», – писал композитор. Таким образом, танцевально-жанровое начало широко представлено в балете: с гавотом связаны мечты Золушки о бале, другими старинными танцами представлен королевский двор, а мазуркой и галопами охарактеризован непоседливый, озорной Принц. Как и Чайковский, Прокофьев в балет включил ориентальные танцы (путешествие Принца по четырем странам света). Но главное сходство в красоте лирических мелодий. Сюита же «Времена года» – опорная веха композиции I акта – перекликается с одноименным балетом Глазунова.
Сюита – основа композиции также и II, и III актов: во II акте – характерная и классическая сюиты, в III – рондо-сюита (путешествие Принца).
Слайд 17
\\
Как и в других театральных произведениях Прокофьева, в этом балете переплетаются
\\
Как и в других театральных произведениях Прокофьева, в этом балете переплетаются
лирическая (история любви Золушки и Принца),
бытовая (сцены в доме Мачехи) и
сказочная, включая ориентальную (дары Доброй Феи, приключения Принца в поисках Золушки).
Лирическая стихия балета олицетворена вальсом: Большой вальс (Золушка на балу) и Вальскода (после адажио с Принцем) во II акте, Медленный вальс (Принц находит Золушку) в III акте. Тема мечты о счастье, ставшей реальностью, воплотилась в музыке дуэта Золушки и Принца во II акте (Adagio) и заключительного Amoroso.
Как в «Ромео и Джульетте», в «Золушке» есть яркие портретные характеристики. Таковы сестры и Мачеха. Их обрисовывают токкатные, моторные ритмы, иронически переосмысленные бытовые бальные танцы.
Несмотря на господство лирического тона, в самом сюжете «Золушки», в сцене придворных увеселений, в характере Принца есть точки соприкосновения с оперой «Любовь к трем апельсинам». Неслучайно знаменитый марш из этой оперы звучит в сцене бала, когда гостей угощают апельсинами.
«Золушка», как и «Ромео и Джульетта», – один из самых популярных балетов в нашей стране и нередко ставится за рубежом.
Слайд 18«Сказ о каменном цветке»
Последний балет Прокофьева – создавался в 1948 – 1950
«Сказ о каменном цветке»
Последний балет Прокофьева – создавался в 1948 – 1950
Композиционной опорой балета служат три дивертисмента: сцена обручения Катерины и Данилы в I акте,
чертоги Хозяйки во II акте,
праздничная картина народного веселья в III акте.
По традициям русской сказочной оперы «реальных» героев характеризуют песенные темы, а фантастических – танцевальные, инструментальной природы.
Все основные образные сферы балета – и лирическая драма (Катерина – Данила – Хозяйка), и сказочные эпизоды (Данила в чертогах Хозяйки), и народно-бытовые сцены (обручение, ярмарка), и образ социального зла в лице Северьяна – получили ярко национальное выражение. В этом балете Прокофьев впервые, кроме собственных имитаций народных жанров, обращается к подлинным народным мелодиям. Как и в других балетах, здесь есть лейттемы.
«Сказ о каменном цветке» – ярко национальное произведение, завершает балетное творчество Прокофьева, которое открывается также балетом в русском народном ключе – «Сказкой про шута».
Слайд 19Итог по балетам советского периода:
Все балеты Прокофьева советского периода многоактны, все
Итог по балетам советского периода:
Все балеты Прокофьева советского периода многоактны, все
Драматический балет «Ромео и Джульетта», лирическая сказка «Золушка»,
народно-русский «Сказ о каменном цветке».
Слайд 20Вывод:
Балетное творчество композитора отличается особым разнообразием тематики и жанров. В XX в.
Вывод:
Балетное творчество композитора отличается особым разнообразием тематики и жанров. В XX в.
Первый балет на скифский сюжет «Ала и Лоллий» (1914) не был поставлен, но как симфоническое произведение под названием «Скифская сюита» музыка этого балета (заново инструментованная) обошла многие концертные эстрады мира, получив огромный общественный резонанс. «Скифская сюита» – одно из немногих произведений, которое написано в ключе «Весны священной» Стравинского. Оно обращено к доисторическим временам и связано с обрядами и поверьями. В противовес индивидуалистической замкнутости, окрашивающей искусство начала века, в нем утверждается идея единства человека и рода, человека и природы.
В «Скифской сюите» четыре части: I – Поклонение Велесу и Але, II – Чужбог и пляска нечисти, III – Ночь, IV – Поход Лоллия и шествие Солнца. Сюита отличается яркими, необычными «варварскими» образами. Замечательны оркестровые и фактурные находки, в частности, в финале, где изображается восход солнца: растет гул оркестра, вступают новые группы и, наконец, пронзительно, обжигающе звучит хор пяти труб.