Слайд 2Гармонь – распространенный народный инструмент, который является ярчайшим представителем семейства ручных гармоник.
С греческого языка гармонь означает «созвучный», «гармоничный», «стройный». Инструмент относят к язычковым, клавишным, пневмоническим, потому что звук извлекается посредством работы меха, который находится между разделенными частями корпуса, которые обычно называют левой и правой частью. На аккордеоне справа находятся клавиши, а у гармони кнопки, в этим и заключается основное различие, также профессионалы отмечают варианты настройки звучащих элементов в «розлив».
Слайд 3История
Существуют различные версии происхождения гармони, но по одной из них первый подобный
инструмент был сконструирован в Германии в конце XVIII века, изобретателя звали К. Бушман. Также немалой популярностью пользуется версия о русском происхождении. Считается, что наибольший вклад в развитие инструмента на пространстве СНГ внес академик Мирек, который занялся доработкой гармони в 1783 году. При этом был заимствован новый метод извлечения звука, который изобрел Ф. Киршник в Чехии, мастер, который изначально специализировался на починке, конструкции и реконструкции органов. По сути устройство элементарно: металлический язычок, который вибрирует под действием потока воздуха. Многое зависит от толщины язычка, его положения, а также материала, из которого он изготовлен.
Слайд 4Конструкция
Конструкция у всех видов гармоний схожа: левый и правый полукорпус, левое клавишное
поле служит для аккомпанемента, верхний ряд кнопок – бас, нижние кнопки – готовые аккорды. На правой части играется мелодия. Меховая камера, расположенная между частями корпуса служит для нагнетания воздуха, который воздействует на язычки, которые звучат в зависимости от того, как контролирует кнопки и мех музыкант. Разумеется, при игре многое зависит от исполнителя.
Слайд 5Виды
Интересно, что все европейские и русские гармони можно разделить на две большие
группы по звукоизвлечению. Дело в том, что при растяжении мехов язычок может издавать один звук или два – в зависимости от направления движения камеры – на растяжение или на сжатие. Отметим, какие гармошки относятся к первому типу, где направление движения полукорпусов не имеет значения:
- ливенка;
- русская венка;
- хромка.
Слайд 7Второй тип сложней в использовании, но это не значит, что такие гармонии
меньше распространены – наоборот, в некоторых городах и областях используются только они, перечислим основные из них:
- тальянка;
- черепанка;
- тульская;
- вятская.
Слайд 8Тальянка
Черепанка
Тульская
Вятская
Слайд 9Детская гармошка
Часто покупают детские гармошки, которые созданы специально для детей – чтобы
развить слух, играть на них очень просто, как правило, они имеют всего одну тональность и минимальное количество кнопок. Некоторые дети начинают именно с такого инструмента, а потом поступают в музыкальную школу по классу баян или аккордеон. Кроме того, взрослым тоже будет интересно играть на такой гармошке, это отличный подарок на любой праздник. Нужно помнить о том, что гармонии сильно отличаются, и играть на них не так просто: если музыкант освоил один инструмент это не значит, что он сможет сыграть на другом типе гармошки. При этом отличаются не только строи, но и техники игры на тех или иных моделях. Лучше всего выбирать (особенно новичку) самый простой вариант и постепенно идти к более сложному.