Слайд 2Татьяна Николаевна Милютина
Высшая квалификационная категория, методист, преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж культуры
и искусств»
г. Донецк
Слайд 3Актуальность проблемы
Актуальность использования интерактивных технологий на занятиях вокалом продиктована стремлением активизировать данный
вид обучения .
Слайд 4Цель
поделиться опытом работы по использованию интерактивных методов обучения с руководителями
любительских вокальных коллективов;
повысить мотивацию руководителей любительских вокальных коллективов к использованию интерактивных методов обучения
Слайд 5Интерактивное обучение
Пассивный метод
Метод обучения, при котором руководитель - непререкаемый авторитет,
а обучающиеся – пассивные слушатели, получатели информации.
Слайд 6Интерактивное обучение
Активный метод
Форма организации познавательной деятельности, при которой происходит взаимообогащение, руководитель контролирует
или направляет учащихся на достижение целей, участники взаимодействуют между собой, осознают свою успешность, интеллектуальную самостоятельность, процесс обучения становится более продуктивным. Каждому участнику коллектива, даже очень застенчивому, дается возможность самовыражения, нет страха сделать ошибку, есть взаимопомощь, развивается коммуникабельность, активность.
Слайд 7Интерактивные методы
К интерактивным методам относятся:
обучающие игры;
интерактивная лекция;
эвристическая беседа;
проектный метод;
дистанционное обучение;
мозговой штурм;
тренинг;
кейс-метод
Слайд 8Обучающие игры
«Свеча»
Цель: тренировка дыхательного аппарата. Научить глубоко брать дыхание, задерживать его,
и выдыхать медленно.
Одну руку ставим перед собой на уровне лица на расстоянии 25-30 см. ладонью вверх. Другой рукой показываем вдох – т.е. рука движется снизу вверх. Сделав вдох – выдыхаем на середину ладошки тонкой струйкой воздуха. Свободная рука ведёт в это время счёт «два по пять» разгибая пальцы. Рекомендуется эту игру проводить не менее 2-3 раз.
Слайд 9Обучающие игры
«Прячем песню»
Цель: развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти.
Обучающиеся поют песню, затем по
хлопку продолжают петь про себя, по другому хлопку – снова поют вслух. Сначала можно «прятать» песню исполняя её тихо.
Слайд 10Обучающие игры
«Шелест листьев»
Цель: научиться управлять громкостью звука
Активно произносим звуки «Ш-ш-ш», обнажив
зубы. Чередуя громко - тихо, то есть сначала голосом, затем при помощи руки. Далее усложняем, произносим на стаккато-легато
Слайд 11Обучающие игры
«Тук, тук»
Цель: научиться работать без микрофонного удара. Твёрдо произносим: «Тук,
тук молотком мы построим птичкам дом». Стараемся услышать все согласные, оформляем их, чтобы не было изменённого микрофонного удара
Слайд 12Использование мультимедийных технологий в процессе обучения
Каждый коллектив за время своей карьеры
накапливает определенный опыт как успешных, так и неуспешных выступлений. Для выяснения причин неудачных выступлений я советую записывать видео исполнения. Просмотр и анализ этого материала позволит фиксировать причины, проведшие к тому или иному результату.
Слайд 13Тренинги
Тренинг в переводе с английского – воспитывать, обучать. Он помогает певцам
утвердиться, как самостоятельной личности, помогает чувствовать себя уверенным в общении с другими певцами на сцене, развивает творческие способности обучающегося, направлен на раскрепощение его. Занятия помогают певцам более уверенно выступать перед аудиторией, преодолевать волнение и скованность; управлять своими чувствами и эмоциями; вырабатывают замечательные качества - открытость, внимательность, коммуникативность.
Слайд 14Упражнения для развития мимики лица
Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить.
Постараться сохранить лоб абсолютно гладким, хотя бы в течение одной минуты.
Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.
Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется подремать).
Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страстно) — расслабление.
Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная тревога).
Сузить глаза (китаец задумался) .
Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение).
Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.
Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение).
Слайд 16Правила жестикуляции :
жестикуляция не должна быть непрерывной;
жестами необходимо управлять;
каждый жест должен отвечать
своему назначению, быть разнообразным.
Находиться на сцене, держать внимание аудитории, доносить свой творческий замысел – это непростая задача, требующая от артиста – вокалиста понимания законов сценического мастерства.
Слайд 17Тренинг «Пластическое интонирование»
Прием исполнения музыки движением, жестом. Это помогает певцам ощутить
протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Это один из способов, одна из возможностей "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Слайд 18Тренинг «Вокальная импровизация»
Одно из любимых занятий обучающихся. В импровизации певец как
бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, исполнитель не боится спеть ее неправильно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую – выработку интонационного и ладового слуха, вторую – развитие творческой фантазии. В учебный процесс включаются следующие виды вокальной импровизации: импровизирование мелодий без текста в заданном характере, импровизирование мелодий с текстом и мелодизация стихотворных текстов.
Слайд 19Способы вокальной импровизации
«Музыкальный разговор» – это может быть диалог педагога и
ученика, как со словами, так и на любой вокальный слог.
Импровизирование мелодий в характере песни, танца, марша.
Досочинение заданной мелодии. Учащемуся предлагается прослушать мелодию, затем ее пропеть и досочинить, объяснив, что он должен вернуться в конце своей импровизации в исходную тональность.
Мелодизация стихотворных текстов. В основе лежит содержание текста, его эмоциональный настрой. Сначала учащийся знакомится с текстом, выясняет, о чем он, какие в нем образы, своими словами рассказывает, какой может быть характер у музыки на этот текст, определяет, какой будет темп, нюансировка и т.д. После представления, так называемого плана произведения, он приступает к сочинению мелодии.
Слайд 20 Тренинг «Сочинение-миниатюра»
Перед учащимися ставится творческая проблемная ситуация, в которой он должен выступить
в роли драматурга и придумать свою историю, где герои исполняемых им вокальных произведений были бы действующими лицами. Такого рода задания являются домашними. На самих занятиях можно пойти дальше, из готовых уже сочинений сделать мини постановки, что приведет к инсценировке вокальных произведений.
Слайд 21Рефлексия
Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться вместе с
меняющимся миром.
Мой опыт работы подсказывает, что существуют риски необоснованности использования интерактивных методов. Это и непонимание что такое интерактив, и теоретическая неподготовленность, и отсутствие чёткого представления о результатах использования методов, и использование технологий в качестве развлечения учеников. Чтобы этого избежать, нужно постоянно учиться у коллег. Желание совершенствоваться помогает достигать стабильных результатов в творчестве и создаёт условия для профессионального роста. Работа над собой - это стиль и содержание жизни».