Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор

Слайд 2

Токката (фантазия)

Хроматическая фантазия написана в размере 4/4, имеет 79 тактов, т. е.

Токката (фантазия) Хроматическая фантазия написана в размере 4/4, имеет 79 тактов, т.
79• 4 = 316 четвертных долей.
состоит из двух ясно различимых по характеру частей, отделенных друг от друга паузой

Слайд 3

первая часть фактически заканчивается на 3-й четверти 49-го такта, т. е. на

первая часть фактически заканчивается на 3-й четверти 49-го такта, т. е. на
195-й (48 • 4 + 3) четверти a1 = 195. 
Хроматическая фантазия разделена на первую и вторую части в золотой пропорции:

Слайд 4

Число Фибоначчи

Но на этом чудеса гениального творения Баха только начинаются. Построив ряд

Число Фибоначчи Но на этом чудеса гениального творения Баха только начинаются. Построив
золотого сечения при а=316, имеем 

Слайд 6

Русский советский музыковед Э. К. Розенов (1861Русский советский музыковед Э. К. Розенов (1861-1935)

Вывод: Хроматическая фантазия,

Русский советский музыковед Э. К. Розенов (1861Русский советский музыковед Э. К. Розенов
произведение свободного по форме жанра, буквально соткано из золотых пропорций. Пожалуй, эстетическое впечатление от математического анализа Хроматической фантазии имеет не меньшую силу, чем прослушивание бессмертного творения Баха. А взятые вместе - чувственное впечатление и рациональный анализ, безусловно, позволяют еще на один шаг приблизиться к сокровенным тайникам гения.

Слайд 7

Фуга

 Фуга (от лат. fuga - бег) является наиболее совершенной формой многоголосной музыки (полифонии).

Фуга Фуга (от лат. fuga - бег) является наиболее совершенной формой многоголосной

Фуга строится на многократных проведениях основной музыкальной темы в разных голосах.
Проведения основной темы обычно перемежаются в фуге с промежуточными вставками, интермедиями
Фуга в отличие от фантазии имеет четко определенный закон построения
Но тем не менее точность "математического" построения фуги ре минор просто поражает!

Слайд 9

7 пар"проведение-интермедия" пять пар строго подчиняются закону золотого сечения.

Строение фуги ре

7 пар"проведение-интермедия" пять пар строго подчиняются закону золотого сечения. Строение фуги ре
минор И. С. Баха:
Целые числа указывают число четвертей в фуге
Дробные - теоретическое значение золотых сечений
Золотые пропорции в более крупных частях фуги отмечены фигурными скобками
Центры симметрии – кружками
П – проведение
И - интермедия.