Мелодией одной звучат печаль и радость

Содержание

Слайд 2

Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, — это лишь одна сторона

Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, — это лишь одна
выражения прихотливого мира человеческих эмоций. Но бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение даётся сразу во всём объёме различных нюансов. Они словно свидетельствуют о той неопровержимой истине, что в реальной жизни радость всегда соседствует с грустью, что привкус горечи, этот неизбежный спутник человеческого опыта и знаний, не покидает нас даже в минуты подъёма и воодушевления.

Слайд 3

А. Осмёркин. На набережной Невы «Весна. Петроградская весна. Нигде так остро и волнующе не пахнет

А. Осмёркин. На набережной Невы «Весна. Петроградская весна. Нигде так остро и
весной, как в этом холодном, сыром, но прекрасном городе. С моря веет новой, нарождающейся жизнью; в голове дурман от молодости, весны и счастья...»

Слайд 4

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (1973-1943)— русский композитор, пианист, дирижёр.

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (1973-1943)— русский композитор, пианист, дирижёр.

Слайд 5

«Здесь Хорошо» музыка С.Рахманинов, слова Г.Галина
Здесь хорошо…
Взгляни, вдали огнем
Горит река;

«Здесь Хорошо» музыка С.Рахманинов, слова Г.Галина Здесь хорошо… Взгляни, вдали огнем Горит

Цветным ковром луга легли,
Белеют облака.
Здесь нет людей…
Здесь тишина…
Здесь только Бог да я.
Цветы, да старая сосна,
Да ты, мечта моя...

Слайд 6

Уже из слов романса видно, что в нём воспевается всё счастливое, всё

Уже из слов романса видно, что в нём воспевается всё счастливое, всё
светлое, чем дорога и ценна каждому из нас наша жизнь. И музыка романса в основе своей светла, но свет этот не блистающий, не лучезарный, а как будто чуть приглушённый нежностью и любовью, какой-то особой теплотой с едва уловимым оттенком печали.

Слайд 7

А может быть, С. Рахманинов, подобно многим своим современникам, чувствовал тревогу и противоречивость

А может быть, С. Рахманинов, подобно многим своим современникам, чувствовал тревогу и
самого времени: ведь XX век безвозвратно унёс ощущения безмятежности и наивной лёгкости, свойственные прежним временам.

Слайд 8

И словно в подтверждение этих настроений звучит строка из стихотворения А. Блока,

И словно в подтверждение этих настроений звучит строка из стихотворения А. Блока,
написанного в весенний день 31 марта 1914 года:
«Мелодией одной звучат печаль и радость...»
Как находят отражение в музыке романса С. Рахманинова «Здесь хорошо...» слова А. Блока «Мелодией одной звучат печаль и радость»?
Каким из средств музыкальной выразительности в первую очередь определяется переменное мерцание состояний радости и грусти в романсе?

Слайд 9

Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и

Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и
лёгкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний. После нелёгких испытаний, какие принёс людям ХХ век, сама радость стала иной, более дорогой, более драгоценной. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение.

Слайд 10

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (1906-1975) — советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (1906-1975) — советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор.
искусствоведения, педагог, профессор. 

Слайд 11

Пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» — последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и

Пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» — последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса
фортепиано на стихи Микела́нджело Буонарро́ти.

Слайд 12

Бессмертие
Здесь рок послал безвременный мне сон, Но я не мёртв, хоть и

Бессмертие Здесь рок послал безвременный мне сон, Но я не мёртв, хоть
опущен в землю: Я жив в тебе, чьим сетованьям внемлю, Затем, что в друге друг отображён.
Я словно б мёртв, но миру в утешенье Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье.

Слайд 13

В этой части Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им

В этой части Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им
для фортепиано. И в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной её устремлённости в высоты юного, свободного, бессмертного духа.
Не из этого ли источника черпаем мы самую светлую радость, живущую среди людей, вопреки всему тёмному и тяжёлому, что омрачает жизнь? Бессмертие: не признающее никаких оков, властвующее над временем и пространством, глубоко предчувствуемое каждым, кто способен к высоким побуждениям, — не оно ли озаряет светом и лучшие страницы великих музыкальных творений?

Слайд 14

Написать ответы в тетрадь (по 6-8 предложений)
О чём рассказывает вокальная пьеса «Бессмертие»

Написать ответы в тетрадь (по 6-8 предложений) О чём рассказывает вокальная пьеса
Д. Шостаковича?
Можно ли считать характер этого произведения радостным? Если да, то какая это радость?

Слайд 15

Синквейн (написать в тетрадь полученный белый стих)

1 строка – одно существительное, выражающее

Синквейн (написать в тетрадь полученный белый стих) 1 строка – одно существительное,
главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).