Содержание
- 2. Классицизм – стиль и направление в искусстве XVII - начала XIX вв. Слово это произошло от
- 3. В восемнадцатом столетии начинается новый этап развития общественного сознания – Эпоха Просвещения. Разрушается старый общественный порядок;
- 4. Дени Дидро Разум царит и в искусстве. Желая подчеркнуть высокое назначение искусства, его общественную и гражданскую
- 5. Музыка классицизма чрезвычайно театральна, она как будто копирует искусство театра, подражает ему. Разделение классической сонаты и
- 6. Новый век выдвинул новый идеал - им стал Фигаро, "севильский цирюльник". Этот парикмахер, хитрец и пройдоха,
- 7. Расцвет Классицизма наступает в 80-х годах восемнадцатого столетия. В 1781 году Й. Гайдн создает несколько новаторских
- 8. Йозеф Гайдн (1732–1809) Австрийский композитор, один из величайших классиков музыкального искусства. Вспоминая о своем детстве, Гайдн
- 9. Стиль Гайдна органически связан с почвой, на которой он вырос, – с Веной, великой австрийской столицей.
- 10. Значение творчества Й.Гайдна. В 20 в. обнаружилось, что Гайдна нельзя считать, как полагали ранее, отцом симфонии.
- 11. Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Спустя 250 лет после рождения Моцарта трудно создать отчетливое представление о его
- 12. Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и
- 13. Стиль Моцарта сформировался на зальцбургской почве (где было сильно влияние Михаэля Гайдна, брата Йозефа), глубокое и
- 14. Занимательно: Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира,
- 15. Людвиг Ван Бетховен (1770–1827) Немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят
- 16. Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета, намеченную его предшественниками. Однако его трактовка известных
- 18. Скачать презентацию
Слайд 2Классицизм –
стиль и направление в искусстве XVII - начала XIX вв.
Классицизм –
стиль и направление в искусстве XVII - начала XIX вв.
Слово это произошло от латинского classicus - образцовый. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что человеческая натура гармонична. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства.
Слайд 3В восемнадцатом столетии начинается новый этап развития общественного сознания – Эпоха Просвещения.
В восемнадцатом столетии начинается новый этап развития общественного сознания – Эпоха Просвещения.
Жан-Жак Руссо
Слайд 4Дени Дидро
Разум царит и в искусстве. Желая подчеркнуть высокое назначение искусства, его
Дени Дидро
Разум царит и в искусстве. Желая подчеркнуть высокое назначение искусства, его
Театр одновременно был учебником жизни, и самой жизнью. Кроме того, в театре действие в высшей степени упорядочено, размеренно; оно разделено на акты и сцены, те, в свою очередь, расчленена на отдельные реплики персонажей, создавая столь дорогой 18 веку идеал искусства, где всё находится на своём месте и подчинено логическим законам.
Слайд 5Музыка классицизма чрезвычайно театральна, она как будто копирует искусство театра, подражает ему.
Музыка классицизма чрезвычайно театральна, она как будто копирует искусство театра, подражает ему.
Разделение классической сонаты и симфонии на крупные разделы - части, в каждой из которых происходит много музыкальных "событий", подобно делению спектакля на действия и сцены.
В музыке классического века часто подразумевается сюжет, некое действие, которое развёртывается перед слушателями так же, как действие театральное развёртывается перед зрителями.
Слушателю только остаётся включить воображение и узнать в "музыкальной одежде" персонажей классической комедии или трагедии.
Искусство театра помогает объяснить и большие перемены в исполнении музыки, которые совершились в 18 веке. Раньше, главным местом, где звучала музыка, был храм: в нём человек находился внизу, в огромном пространстве, где музыка как будто помогала ему взглянуть ввысь и посвятить свои мысли Богу. Теперь, в 18 веке, музыка звучит в аристократическом салоне, в бальном зале дворянской усадьбы или на городской площади. Слушатель века Просвещения как будто обращается с музыкой "на ты" и не испытывает больше восторг и робость, которые она ему внушала, когда она звучала в храме.
В музыке уже нет мощного, торжественного звука органа, уменьшилась роль хора. Музыка классического стиля звучит легко, в ней гораздо меньше звуков, как будто она "меньше весит", чем грузная, многослойная музыка прошлого. Звучание органа и хора сменилось звучанием симфонического оркестра; возвышенные арии уступили место музыке лёгкой, ритмичной и танцевальной.
Слайд 6Новый век выдвинул новый идеал - им стал Фигаро, "севильский цирюльник". Этот
Новый век выдвинул новый идеал - им стал Фигаро, "севильский цирюльник". Этот
Фауст и Фигаро прекрасно соответствовали времени, поскольку в этих персонажах люди видели символ неразрывности мысли и действия: чтобы добиться успеха, оба они старались понять, зачем действовать, какие цели ставить перед собой, и, наконец, составив продуманный план, приступали к исполнению. Людям эпохи классицизма хотелось узнать, по каким законам живёт природа, общество, каждый человек, и, вооружившись знанием, сделать жизнь достойной и счастливой. Благодаря беспредельной вере в возможности человеческого разума и силу знания 18 век стали называть веком Разума или веком Просвещения.
Слайд 7Расцвет Классицизма наступает в 80-х годах восемнадцатого столетия. В 1781 году Й.
Расцвет Классицизма наступает в 80-х годах восемнадцатого столетия. В 1781 году Й.
Ярчайшими представителями классического периода являются композиторы Венской Классической Школы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Их искусство восхищает совершенством композиторской техники, гуманистической направленностью творчества и стремлением, особенно ощутимым в музыке В. А. Моцарта, отобразить средствами музыки совершенную красоту.
Само понятие Венской Классической Школы возникло вскоре после смерти Л. Бетховена. Классическое искусство отличает тонкое равновесие между чувствами и рассудком, формой и содержанием. Музыка Возрождения отражала дух и дыхание своей эпохи; в эпоху Барокко предметом отображения в музыке стали состояния человека; музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.
Слайд 8Йозеф Гайдн
(1732–1809)
Австрийский композитор, один из величайших классиков музыкального искусства.
Вспоминая о своем
Йозеф Гайдн
(1732–1809)
Австрийский композитор, один из величайших классиков музыкального искусства.
Вспоминая о своем
«Мой отец... был горячим любителем музыки и играл на арфе, совершенно не зная нот. Пятилетним ребенком я абсолютно точно мог спеть его простые мелодии, и это побудило отца поручить меня заботам нашего родственника, ректора школы в Хайнбурге, дабы я изучил первоосновы музыки и другие необходимые для юношества науки... Когда мне исполнилось семь лет, ныне покойный капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос. Он взял меня с собой и определил в капеллу [собора cв. Стефана в Вене], где, продолжая образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причем у очень хороших учителей. До восемнадцати лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование... Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно. Так продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье изучать подлинные основы искусства у господина Порпоры, который жил тогда в Вене».
Слайд 9Стиль Гайдна органически связан с почвой, на которой он вырос, – с
Стиль Гайдна органически связан с почвой, на которой он вырос, – с
Венский композитор середины 18 в. имел в своем распоряжении несколько разных стилей:
один – «строгий», предназначавшийся для месс и прочей церковной музыки: в нем по-прежнему главная роль принадлежала полифоническому письму;
второй – оперный: в нем итальянская манера преобладала вплоть до времен Моцарта;
третий – для «уличной музыки», представленной жанром кассаций, часто для двух валторн и струнных или для духового ансамбля.
Попав в этот пестрый мир, Гайдн быстро создал собственный стиль, притом единый для всех жанров, будь то месса или кантата, уличная серенада или клавирная соната, квартет или симфония.
Слайд 10Значение творчества Й.Гайдна.
В 20 в. обнаружилось, что Гайдна нельзя считать, как полагали
Значение творчества Й.Гайдна.
В 20 в. обнаружилось, что Гайдна нельзя считать, как полагали
Гайдна можно назвать отцом струнного квартета, обладающего следующими типическими признаками:
1) состав – две скрипки, альт и виолончель;
2) четырехчастность (аллегро в сонатной форме, медленная часть, менуэт и финал)
И рондо-сонаты, в которой принципы сонаты (экспозиция, разработка, реприза) сливаются с принципами рондо (А–В–С–А или А–В–А–С–А–В–А).
В своей трактовке деревянных и медных духовых Гайдн с первых же шагов обнаруживает врожденное чувство колорита; даже в весьма скромных по составу партитурах композитор демонстрирует безошибочное чутье в выборе оркестровых тембров. Написанные с помощью весьма ограниченных средств, симфонии Гайдна, по выражению Римского-Корсакова, оркестрованы так хорошо, как никакая иная музыка Западной Европы.
Пятьдесят лет творческой жизни Гайдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть – между Бахом и Бетховеном. В 19 в. все внимание было сосредоточено на Бахе и Бетховене, и при этом забывали того гиганта, который сумел перекинуть мост между этими двумя мирами.
Слайд 11Вольфганг
Амадей
Моцарт (1756–1791)
Спустя 250 лет после рождения Моцарта трудно создать отчетливое представление
Вольфганг
Амадей
Моцарт (1756–1791)
Спустя 250 лет после рождения Моцарта трудно создать отчетливое представление
По-видимому, в натуре Моцарта парадоксально сочетались самые противоположные качества:
великодушие и склонность к едкому сарказму,
ребячливость и житейская искушенность,
веселость и склонность к глубокой меланхолии – вплоть до патологической,
остроумие (он безжалостно передразнивал окружающих),
высокая нравственность (хотя он не слишком жаловал церковь),
рационализм, реалистический взгляд на жизнь.
Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхищался, например о Гайдне, зато был беспощаден к тем, кого считал дилетантами.
Отец однажды написал ему:
«У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины»,
прибавив, что Вольфганг либо слишком терпелив, слишком ленив, слишком снисходителен, либо – временами – слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом. И по прошествии столетий личность его представляется нам подвижной и неуловимой, как ртуть.
Слайд 12Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел
Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел
Слайд 13Стиль Моцарта сформировался на зальцбургской почве (где было сильно влияние Михаэля Гайдна,
Стиль Моцарта сформировался на зальцбургской почве (где было сильно влияние Михаэля Гайдна,
Слайд 14Занимательно:
Моцарт, как известно, был вундеркиндом:
в четыре года малыш написал свой первый
Занимательно: Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый
Слайд 15Людвиг Ван Бетховен
(1770–1827)
Немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен.
Людвиг Ван Бетховен
(1770–1827)
Немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен.
Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму.
Сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.
Слайд 16 Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета, намеченную его
Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета, намеченную его