Слайд 2 К какой бы симфонической музыке мы ни обратились, в центре её
содержания – человек, его отношения с окружающим миром. Богатейшие возможности симфонического оркестра: разнообразие тембров и звуковых красок, способность соединить самые разные по характеру мелодии, темы, образы в едином гармоничном звучании – позволяют симфонической музыке рассказать о сложном и интересном внутреннем мире человека, передать смену настроений – от грусти к радости, от сомнений к уверенности.
Слайд 3Понять инструментальную, симфоническую музыку помогает знание законов, принципов, приемов музыкального развития.
Основной
принцип развития, построения музыкальной формы – сходство и различие.
Ярким приемом симфонического развития становится контраст: контраст – сопоставление или контраст – столкновение (конфликт) музыкальных тем-образов.
Слайд 4Какая глубина, какая смелость и какая стройность.
А. Пушкин
Слайд 5В.-А. Моцарт – великий австрийский композитор, который писал музыку в самых разных
жанрах. Моцартом были написаны оперы, среди которых «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро», симфонии, концерты для различных инструментов и симфонического оркестра, сонаты для фортепиано, заупокойная месса – «Реквием». К наиболее популярным произведениям во всем мире относится Симфония №40 соль минор. Её постоянно исполняли и исполняют оркестры под управлением прославленных дирижеров разных стран.
Слайд 6«Каждая нота в ней – чистое золото, каждая часть её – это
клад», - писал о Симфонии №40 немецкий композитор – романтик 19 в. Р. Шуман. «Вся симфония – словно образ самого Моцарта, устремленного в будущее»,- так отзывался о ней композитор Д. Кабалевский.
Слайд 8П. И. Чайковский писал: «Из всех великих композиторов я наиболее нежную любовь
питаю к Моцарту. Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту… Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете».
Слайд 9 Моцарт и Чайковский… Великие времена рядом. Их творения недосягаемо прекрасны и
до конца непостижимы… Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души. Чайковский боготворил Моцарта. В его музыке он видел идеал совершенной красоты и гармонии. (Уч.)
Слайд 10 В знак восхищения Моцартом Чайковский создает сочинения в жанрах, распространенных в
18 в., иногда сознательно приближаясь к стилю Моцарта, иногда – используя темы его произведений. Обратившись к жанрам оркестровой сюиты, струнного квартета, Чайковский воскрешает традиции ансамблевого музицирования.