Слайд 2В музыке, наряду с крупными произведениями – оперой, балетом, симфонией – существует
и множество малых жанров и форм. Обычно это – небольшие пьесы, названия которых могут быть самые разные – «Прелюдия», «Музыкальный момент», «Ноктюрн», «Песня без слов» и т.д.
Слайд 3Основные черты прелюдии – это импровизация, свободный «полёт фантазии». Тем самым прелюдия
ярко оттеняла последующую фугу, подчеркивала её стройность, логичность. Постепенно сложился так называемый «малый цикл» - «прелюдия – фуга», классические образцы которого принадлежат Иоганну Себастьяну Баху.
Слайд 4Великий польский композитор Фридерик Шопен как бы заново открыл этот жанр, не
просто возродив прелюдию к жизни, но в корне изменив её значение и цель. Прелюдии Шопена поражают богатейшим образным содержанием: одни из них лаконичны, изящно танцевальны; другие растворяются в безудержном звуковом потоке.
Слайд 6Вслед за Шопеном к этому жанру обращались и другие композиторы XIX и
XX веков. Один из них – французский композитор Клод Дебюсси.
Слайд 7Прелюдии Рахманинова необычайно ярки, эмоциональны, богаты мелодическими красотами. Именно жанр прелюдии принес
Рахманинову мировую известность уже в самом начале его творческого пути.
Слайд 8С.Рахманинов Прелюдия cis moll