Слайд 2Садитесь на лавочки
Поиграйте во гусельцы
И пропойте-ко песенку…
Из русского фольклора
Слайд 3Что такое фольклор?...
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и
музыкальное народное творчество.
Иногда, в более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают язык, верования, обряды, ремесла.
Слайд 4Что такое духовная музыка?
Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного
характера, предназначенные для исполнения как во время церковной службы, так и в быту.
Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством.
Слайд 52 направления музыкального искусства Древней Руси
Духовная (церковная) музыка
Фольклор
Слайд 6Язычество - вера, основанная на поклонении различным богам или сверхъестественным существам
Наши предки
были язычниками Они поклонялись богам, связанным с силами природы: солнцем, ветром, дождём.
В их честь совершались обряды, сопровождаемые песнями и плясками.
Слайд 7Народная музыка
В русских народных сказках описываются чудодейственные музыкальные инструменты.
Слайд 8Опера «Садко» Римский-Корсаков
Слайд 9Опера «Руслан и Людмила»
М. Глинка
Слайд 10Скоморохи – странствующие актёры
Потешали народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах: гудках,
дудках, бубнах, гуслях…
Способствовали развитию литературных жанров: эпос, драма, поэзия.
В их творчестве прослеживаются языческие традиции, поэтому церковь боролась с ними.
Слайд 11Опера «Снегурочка» Римский-Корсаков
Слайд 12Оркестр русских народных инструментов
Слайд 13Словарь…
Народные инструменты – самобытные инструменты крестьян, выражающие особые специфические черты нации.
Напевы
– мелодия, предназначенная для вокального исполнения.
Наигрыши – народная мелодия, исполняемая на музыкальном инструменте, иногда в ансамбле с другими инструментами или для сопровождения пения.
Слайд 14Русская духовная музыка
988 г – крещение Руси
Князь Владимир принял крещение сам в
Византии
А затем крещены были р.усские люди
Слайд 15Церковное пение
Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею
единомыслия, соединения сердец и умов.
Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках
Пение без сопровождения инструментов - a capella.
Слайд 16Церковное пение
Для создания гимнов использовались Византийские образцы. Но не могли распевщики сразу
запеть на чужом языке, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с иноземной, византийской выразился в таком явлении, как знаменный распев.
Слайд 17Церковное пение
Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая
называлась знаменной (от славянского слова знамя – знак).
Запись осуществлялась безлинейными знаками, главный из которых называется крюк.
Слайд 18Церковное пение
В русской православной церкви с середины XVII в. стало распространятся многоголосное
пение. Так как количество голосов в пении колебалось от трех до сорока восьми, то сочинения и исполнение такой музыки требовало большого мастерства.
Слайд 19Словарь…
Пение без сопровождения инструментов - a capella.
Портесное пение – многоголосное хоровое пение.
Знаменный
распев – основной вид древнерусского богослужебного пения.
Знаменная (крюковая) нотация – безлинейная запись церковных музыкальных произведений в Древней Руси.