Слайд 2Всем добрый день.
С этого урока начинается 2 четверть.
И мы начинаем изучение

интервалов ув.4 и ум.5, которые получили название Тритон по количеству тонов, составляющих эти интервалы. Они ничем не отличаются от других интервалов, но выделяются тем, что являются яркими диссонансами
(резкозвучащими интервалами) и входят в состав увеличенных и уменьшенных аккордов, а также септаккордов.
Слайд 3 Строятся тритоны на неустойчивых ступенях гаммы, которые соединяются в пары II-VI

и IV-VII.
Определить название интервала можно, посчитав количество ступеней в интервале от II до VI ступени(это 5 ступеней), значит это ум.5. И следующий интервал, от IVдо VII ступени (4 ступени), значит это ув.4. Если эти ступени переставить местами, т.е. сделать Обращение, то получатся следующие пары VI-II, VII-IV, при подсчете которых получатся ув.4 (в варианте VI-II и ум.5 ( в варианте VII-IV).
Слайд 4
К КАКИМ ГРУППАМ ОТНОСЯТСЯ ТРИТОНЫ
Тритоны, построенные на IV и VII ступенях относятся

к D группе
Тритоны, построенные на II и VI ступенях относятся к S группе
Слайд 5При построении Тритонов нужно знать о том, что в натуральной гамме только

1 пара тритонов. 2 пара появляется в гармонической гамме. Поэтому, нужно помнить об изменяемой ступени гармонического лада, а это VI (6) пониженная в мажоре, и VII (7) повышенная в миноре.
Слайд 6ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ ТРИТОНОВ В МАЖОРЕ

Слайд 7Пример построения тритонов в миноре
ГАММА ля минор
ФА-СИ (VI-II) – ув.4
СИ-ФА (II-VI)

– ум.5
ГАММА ля минор гармоническая
РЕ – СОЛЬ# (IV-VII#) – ув.4
Ляь – РЕ (VII#-IV) – ум.5
Слайд 8РАЗРЕШЕНИЕ ТРИТОНОВ.
Разрешаются тритоны всегда одинаково, что в мажоре, что в миноре движением

(разрешением) неустойчивых звуков в устойчивые.
ув.4 – звуки расходятся в противоположные стороны, при этом, интервал как бы открывается, становится больше (попевка: Тритон открыт). Увеличенная кварта – в м.6(натуральный мажор и минор), в б.6 (гармонический мажор и минор)
ум.5 – всё наоборот, звуки в разрешении сходятся друг к другу и переходят соответственно в б.3 (в натуральном мажоре и миноре) и в м.3 (в гармоническом мажоре и миноре) Попевка: Тритон закрыт.
Слайд 9ПРИМЕР РАЗРЕШЕНИЯ ТРИТОНОВ В МАЖОРЕ:

Слайд 10
Пример разрешения тритонов в миноре:
