Слайд 2Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь
единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор
Роберт Шуман.
Слайд 3В 1848 году Шуман пишет
детский сборник «Альбом
для юношества», состоящий
из двух частей, в которых
43
пьесы располагались
по нарастанию сложности.
В нем рядом с привычными
на тот момент названиями —
Хорал, Маленький этюд, Маленькая фуга — встречаются и совсем необычные: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы», «Первая утрата», «Отзвуки театра», «Шехеразада». Эти увлекательные программные пьесы сразу полюбились и детям, и их учителям.
Слайд 4№ 7. «Охотничья песенка»
Бодрая, призывная мелодия движется по звукам трезвучия фанфарными мотивами. Она
играется громко, обеими руками в октаву, на пересечении среднего и низкого регистров. Это подражание охотничьим сигналам. Средний раздел можно представить как перекличку охотничьих сигналов на расстоянии.
Слайд 5№ 8. «Смелый наездник»
Миниатюра «Смелый наездник» немного похожа на «Охотничью песенку». Те же
подвижные фанфары в размере . Но они в миноре, и это сразу снимает ощущение «сигнальности». Более быстрый, чуть суетливый темп. Совершенно иная фактура. Отрывистые аккорды аккомпанемента передают характерный ритм скачки.
Слайд 6№ 10. «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы»
Мелодия здесь в левой руке. Чёткая, ритмичная, танцевальная.
Но фразировочные лиги длинные, что подразумевает напевность исполнения. Строение напоминает народную песню. А в правой руке — чуть «приплясывающий» аккомпанемент. Вот мы и увидели весёлого приплясывающего крестьянина, да ещё услышали его незатейливую задорную песенку.
Слайд 7№16. «Первая утрата»
Эта пьеса написана в простой двухчастной форме с включением, но материал здесь
развивается и варьируется до самого конца, музыка всё глубже проникает в переживания маленького лирического героя. В середине появляется щемящая полифоническая имитация первой фразы, а в конце включения вместо последней фразы звучит новая очень выразительная музыка — гармонически острые жалобные аккорды, прерывающиеся горестной паузой.
Слайд 8№ 32. «Миньона»
Изучение пьесы «Миньона» - отличный случай приобщить учащегося к выразительной,
всеми голосами поющей, «дышащей» фактуре Шумана в самых благоприятных технических условиях. Возможность не отвлекаться на трудности текста и сосредоточить внимание на качестве звучания.